Глава первая

«Одно только нужно


Жизнь в истине должна, прежде всего, отвечать всем требованиям жизни любого обитателя этой планеты и, хотя это довольно смелое заявление, давайте, все же, задумаемся на мгновение о том, с чем соглашается большинство людей, какой должна быть жизнь, хотя эти качества и не всегда заслужены нами. Итак, нам нужно:

  1. достаточное количество пищи;

  2. хорошая одежда;

  3. хороший дом;

  4. достаточное количество денег;

  5. хорошее физическое здоровье;

  6. хорошее моральное здоровье (самоудовлетворенность, уверенность в себе);

  7. хорошее психическое здоровье (отсутствие беспокойств и неврозов);

  8. удовлетворительное окружение;

  9. смысл жизни;

  10. получение от жизни удовольствия (т.е. наличие в жизни всего перечисленного выше).


Для большинства людей этих десяти факторов хватает для того, чтобы полагать, что жизнь удалась, а потому очень печально, что только немногие обладают даже половиной этого. В большинстве случаев чего-то не хватает. Вот почему я с такой осторожностью выбирал последний пункт: получение от жизни удовольствия, т.е. наличие в жизни всего перечисленного выше. Ибо люди так часто стремятся получать удовольствия, и получать с избытком, что забывают об остальных важных и необходимых вещах этой жизни.

Живущий этим днем, рискует однажды проснуться с чувством бессмысленности своей жизни, что чревато потерей морального и психического здоровья с последующей депрессией. Женщина, стремящаяся к превосходству во всем в супружеской жизни, подобна асфальтовому катку, проезжающему по ее же собственным семейным отношениям. Приверженец азартных игр рискует оказаться некредитоспособным в самом необходимом. Так и в остальных, важных и не очень вещах, люди сами вносят путаницу в свою жизнь, делая ее менее привлекательной.

Однако истина состоит в том, что, для того чтобы иметь в жизни все десять факторов (или, хотя бы, увеличить их количество), вы не старались иметь их все сразу. На деле, вы не стремились обладать всеми ими. Все ваше внимание ограничивалось всего лишь чем-то одним. А вам и нужно только одно – сфокусировать свое внимание на своей духовной жизни.

Читайте, познавайте, верьте и, самое главное, никогда не забывайте простой духовной истины, что вы все свои заботы можете возложить на Бога потому, что Он печется о вас (1Пет 5,7). Если вы будете тратить время на поиск правды и путей Царства Божия, то вам не нужно будет беспокоиться о пище и одежде, ибо все это придет к вам само (Мф 6,33). Ведь Богу хорошо известно, что вам нужно задолго до того, как вы попросите что-то у Него (Мф 6,8), ибо Он постоянно и внимательно следит за вами (Мф 10,30-31), так как «любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим 8,28).

Если эти простые истины крепко утвердились в вас, тогда вы сможете жить вполне удовлетворительной жизнью, ибо все это является следствием духовной жизни. Это подобно тому, как иногда говорят, что пришедшее счастье, пришло не благодаря вашим усилиям, а благодаря обстоятельствам, соделанных вами же. Стремление к счастью приносит вечное счастье в будущем. Будьте похожи на повзрослевшего кота, который понял, что хвост все равно никуда не денется, даже если он перестанет ловить его. Не гонитесь буквально за всем, что, как кажется, может сделать вашу жизнь счастливой, просто заострите внимание на своей духовной жизни, а все остальное приложится. Как и счастье.

«Одно только нужно», - сказал Иисус.

«Одно только», - говорил Павел.

У Луки 10,38-42 Иисус сказал Марфе, что она заботилась и суетилась о многом, для нее очень важном. Она хлопотала на кухне, приготовляя еду для Христа и Его учеников, пришедших только что в ее дом. Ее же сестра, прежде всего, стремилась к духовному. Вместо того, чтобы пропасть на кухне, Мария воспользовалась возможностью услышать истину из уст Иисуса. Приготовление еды могло подождать. Ее выбор был безошибочен, ибо она выбрала единственно нужное, о чем Иисус и сказал ей.

Я не говорю, что можно пренебрегать ежедневными рутинными делами. Что можно свой дом превратить в свалку, перестать заботиться о детях и тратить все свое время на впитывание духовных истин. Уверен, Иисус не имел в виду такой экстремизм.

Уверен, из этого наставления следует, что если ставить на первое место дела духовные, то все обычные, мирские дела устроятся сами. Марфа полагала, если она не приготовит еду, все рухнет. «У меня нет времени, чтобы сидеть и слушать пустую болтовню». Она думала, что самым главным было немедленно приготовить пищу. Но это было не так! Они не умирали с голода. Они могли поесть и чуть позже! А вот Марфа, если бы продолжала заниматься своими повседневными делами в ущерб делам духовным, могла бы испытать настоящий голод, голод духовный.

Как можно не воспользоваться подвернувшейся возможностью набраться мудрости от Самого Наставника, променяв это на приготовление бутербродов или какой-нибудь другой еды? Представьте себе, что Сам Иисус у вас дома говорит о смысле и значении жизни, а вы в это время уходите на кухню! Если у вас была такая возможность, а вы ею не воспользовались, то, что тогда вообще можно сказать о вашей духовности? Что можно сказать о духовности Марфы? У нее было ошибочное отношение к жизни. Она никогда не смогла бы быть довольной жизнью, если бы все время ставила духовное на второй план. Очень многие говорят, что у них не хватает времени для Бога. Очень многие несчастливы! И как же часто они всеми силами стараются не замечать своего несчастья. А ведь для счастья нужно только одно. Марфе, как и всем таким же «Марфам», срочно необходимо заняться своей духовностью.

Всегда, чтобы ни сучилось, можно сказать, «одно только нужно» - вера в Бога. Все остальное само встанет на свои места. Нужно помнить, что всё остальное на втором плане.

В Послании к Филиппийцам 3,13-14 (перевод еп. Кассиана) Павел писал: «одно только… устремляясь к тому, что впереди, спешу к цели, к победному венцу вышнего призвания Божия во Христе Иисусе». Духовное здоровье для Павла было главной целью в жизни. Само собой, что он при этом занимался и всем остальным: путешествовал, писал послания, находил время для делания палаток, не считая обычных, повседневных дел. Но все это было второстепенным, не самым главным. Самым же главным, что поглощало все его внимание и занимало всю его жизнь, была его духовность.

Именно поэтому мы говорим, что жизнь в истине, духовная жизнь, должна удовлетворять любого человека, будь то мужчина или женщина. Бог, создавший нас и дающий все необходимое, наставляет нас Своим словом, наставляет как жить жизнью, данной нам.


Красный и зеленый

Библия – учебник жизни. Ибо в жизни большинство вещей являются одновременно, как полезными, так и вредными. Один и тот же путь может быть как гладким, так и опасным.

Когда вы едете на машине, то соблюдаете (надеюсь!) то, что записано в книге под названием «Правила дорожного движения». Если вы не идиот, то не будете вести машину, думая: «Почему я должен останавливаться на красный? Плевать на него. Не остановлюсь! Никто не может указывать мне, что делать!»

Трах! Остановка. Врезались в другую машину.

В Библии есть много светофоров с красным светом. Все они останавливают нас, предупреждают не делать того, или этого. Все они для нашей безопасности. И все-таки многим людям не нравится слово Божие – «в нем слишком много ограничений».

Многие ли то же самое говорят и о «Правилах дорожного движения»? Вряд ли вы услышите: «Я не согласен с ними, в них слишком много запретов. Не ездить на красный. Не начинать движение, не осмотревшись по сторонам. Не парковаться на перекрестке. Мы знаем, что все эти правила написаны, как для нашей безопасности, так и безопасности других. То же самое можно сказать и о всех запретах Библии. Можно, конечно, и со всей дури мчать, не обращая внимания на все красные светофоры Библии. Возможно, вам на первых порах «повезет». Возможно, вам на какое-то время будет удаваться избегать столкновений и, даже, понравится лихая езда. Но, «сколь веревочке ни виться», в один прекрасный день – Трах! И у вас возникнут серьезные неприятности.

Впрочем, Библия не вся состоит из красных светофоров, зажженных ради нашей с вами безопасности. В ней также много и зеленых. На самом деле, всё, что касается плодов Духа, является зеленым сигналом светофора. Она сама говорит нам об этом. В Послании к Галатам 5,23, после перечисления плодов Духа, сказано, что «на таковых нет закона». Закон не существует для тех, кто живет в мире, в радости и в вере. Для всего этого – зеленый. Живи так, ибо такая жизнь безопасна!

Писавший эту книгу наставлений знает, о чем пишет. Тот, Кто сотворил нас, знает, что нам лучше. Он говорит в Своем слове, как нам лучше жить данной Им жизнью. Мы можем и сами в этом убедиться, стоит лишь заглянуть в Его слово. Мы не оставлены на произвол судьбы, не оставлены впотьмах пробираться в невежестве через суету этой жизни, «как многие, живя в тихом отчаянии», как сказал Генри Торо, американский писатель и общественный деятель. Жизнь может и должна быть намного лучше!

Когда вы будете жить по Духу, вы поймете, что только это и нужно для настоящей жизни.


Что делать с препятствиями?

Препятствия должны быть, или, по крайней мере, то, что нам кажется препятствиями. Не все, на самом деле, преодолевают их. Можно уверять других, что слово должно действовать, что жизнь в истине должна наполнять нашу жизнь смыслом. И все же часто в разговорах с друзьями по вере можно услышать, что они большую часть своей жизни в истине не испытывают должной радости. Иногда они просто говорят, что вся их жизнь состоит из препонов. Значит ли это, что что-то не так? И почему так много верующих живет ниже своего духовного потенциала?

Я рассмотрю две главные причины, если быть честным, пережитые мною самим. Это – испытания и проблемы с неопределенностью духовного развития.


Испытания

Испытания – те препятствия, о котором я упоминал чуть выше. Совершенно верно, что Бог обещает серьезно помогать тем, кто стремится жить духовной жизнью, так же, как и то, что Он будет и испытывать живущих такой жизнью. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр 12,6-7).

Нам всем не очень-то нравятся наказания. Нам не нравилось, когда нас наказывали в детстве наши собственные родители «для нашего же блага», как не нравятся и наказания Отца Небесного после того, как мы стали Его детьми. Когда нас наказывали наши родители, мы сильно сомневались, что они наказывают нас «для нашего же блага». Чаще мы думали, что они это делали «ради собственного удовольствия». Когда они поступали жестоко, то были спокойны за нас, переставали волноваться, зная, что мы в безопасности. Писавший Послание к Евреям говорит как раз об этом: «Те (плотские родители) наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей (Бог) - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его».

Нам предстоит испытать всевозможные трудности. Все эти испытания, так или иначе, касаются одной или нескольких из десяти составляющих, делающих нашу жизнь более или менее сносной. Более того, чаще всего испытания приходят именно на то, что задевает нас больнее всего. И это хорошо видно, когда Бог испытывает верующих в том, что им дороже всего: недостатком денег, здоровья, либо оскорблением самолюбия. В Новом Завете (Лк 18,18-23) описывается случай, хорошо объясняющий это. Этот человек, о котором сказано, что он юн, богат и начальствующий, подошел к Христу и спросил, что нужно, чтобы наследовать жизнь вечную?


Чего тебе недостает?

Этот начальствующий молодой человек соблюдал заповеди, или, по крайней мере, думал, что соблюдает, однако чувствовал, что ему чего-то недостает. Или же, что весьма вероятно, желал знать то новое, чему учил Иисус, чего бы ему нужно было сделать помимо исполнения закона Моисеева? Хватало ли одного закона? Скажет ли Иисус, что требуется нечто большее? Юноша уже сказал, что соблюдает все заповеди закона. Так что же ему недоставало? Как обычно, Иисус смотрел в корень. «Еще одного недостает тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат» (Лк 18,22-23).

Этот человек уже стоял на духовном пути. Он соблюдал закон, и можно быть уверенным, что он искренне спрашивал Иисуса. И все же в его жизни существовало одно уязвимое место. Ему недоставало еще одного – встать двумя ногами на духовный путь. Всему целиком.

Ему еще не была знакома неприятная истина о самом себе, что его богатство ему дороже, чем его духовность. Пока у него было все необходимое, его удовлетворяла его религия. Если же религия требовала от него того, что могло бы лишить его богатства, то он предпочел бы отойти от нее вместе со своим имением. Он считал, что не смог бы пережить потерю денег. Само собой, это было не так, да и Иисус, если бы он Его послушал, вряд ли потребовал бы от него полного отказа от всех его владений. Нам неизвестно, чем закончилась эта история. Последнее, что мы видим, как этот человек с печалью отходит от Иисуса. Лично мне хочется думать, что Бог позже еще раз испытал его в отношении к богатству, и что он, пересмотрев свои взгляды на ценности этой жизни, выдержал это испытание, найдя сокровище на небесах, и, конечно же, ничего не потеряв из того, что так боялся потерять прежде.

Не поймите меня неправильно. Для того, чтобы жить духовно, нам совсем не нужно отдавать все, что у нас есть нищим. Главное в том, чтобы убрать с нашего духовного пути все, что мешает двигаться по нему. У начальствующего юноши была проблема не с его имением, а с его отношением к нему. Так и ваша проблема может состоять не в вашем богатстве. Даже, если оно есть, вы можете быть испытаны совершенно в другой области.

Само собой, Бог испытывает верующих, и это может быть причиной, по которой жизнь в истине не нравится им. Уверен, мы полностью не сознаем всех наставлений. Слишком часто мы смотрим на наши жизненные проблемы не как на испытание, посланное Богом, не как на Его наставление, а как на обычные невзгоды, причиняющие нам страдания. А потому соответственно и относимся к ним. Мы не знаем, и не узнаем о себе ничего, за исключением, пожалуй, того, что нам не удается жить в истине, а это, конечно, совсем не то, чего хотелось бы Богу! И, как следствие, - отсутствие духовного роста, отсутствие плода Духа, жалобы на жизнь и неудовлетворенность ею.


Правильное отношение

О том, как правильно относиться к нашим испытаниям, написано в Послании к Евреям 12,11-13: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось».

Любые мучения, любые беспокойства от наших испытаний, какими бы они ни были, могут принести нам мирный плод праведности (плод мира), если, конечно, не мешать этому. Если, вместо того, чтобы жалеть себя и уныло удручаться о превратностях судьбы (опустив в отчаянии руки и ослабив колени, неспособные идти вперед) нам стоит всего лишь в молитве поднять руки и укрепить колени (образ движения вперед по духовному пути), после чего мы исправимся и перестанем хромать.

Все наши сегодняшние проблемы могут казаться грязной и ухабистой дорогой, по которой приходится плестись. Духовно, наши колени ослаблены, а потому и грозит опасность охрометь на этом недружественном нам пути. Именно такой иногда кажется жизнь, а потому мы даже говорим, или думаем, что не можем идти дальше, ибо дорога слишком тяжела и утомительна.

Решение же проблемы находится в наших собственных руках (и ногах). Это нам, и никому другому, сказано, «ходите прямо ногами вашими». Мы сами отвечаем за свое духовное движение вперед. Бог не тянет нас и не развивает нас духовно. Стихи из Послания к Евреям говорят, что мы делаем это сами, правильно относясь к нашим проблемам. И как же подходит этот образ исправления хромоты и слабости коленей (исцеления – см. современные переводы) учением, или же, упражнением!

Духовные мышцы сравнимы со всеми остальными – если не использовать их, не упражнять, они становятся слабыми, вялыми и беспомощными. Для того, чтобы привести их в порядок, нужно упражняться. Людям, которым приходится подолгу лежать в больнице, потом, чтобы хорошо ходить, приходится долго восстанавливать силу своих ног. Мышцам необходимы упражнения, иначе они атрофируются, становятся беспомощными и бесполезными.

Трудности, которые воздвигает Бог на нашем пути, служат для укрепления духовных мышц. Бог выбирает в нашей жизни слабые места и посылает что-нибудь такое, что помогает укрепить их. И, если мы правильно отнесемся к решению той или иной проблемы, результат будет, несомненно, положительным.

Беда в том, что все мы склонны начинать хромать, как только попадаем на неровную часть пути. Мы не хотим упражняться в этом. Мы слишком легко, вместо того, чтобы укреплять свою веру, позволяем в трудные для нее времена колебаться. Бог же, наставляя нас, совсем не желает этого. Он хочет, чтобы мы росли и развивались духовно, чтобы взращивали плод Духа, один из которых упоминается прямо здесь, в Послании к Евреям 12.

Если мы правильно относимся к наставлениям Господа, это доставляет нам «мирный плод праведности». Праведность же – быть правым пред Богом, что и приносит мир.

Итак, результатом нашего правильного восприятия трудностей этой жизни, является мир. А это немаловажное чувство, не так ли? Если мы в своих трудностях видим руку Божию, они перестают быть трудностями. Они становятся наставлением, упражнением, укрепляющим нашу духовную мускулатуру. Господь, наставляя нас, на самом деле ведет к возрастанию плода Духа.

В этих стихах (Евр 12) упомянут только один плод, который должен возрастать.


Попробуйте…!

Только подумайте на минуту о том, что дает всего лишь одно ощущение мира! Слишком многим в этой беспокойной жизни не хватает истинного чувства мира, чувства покоя. Имея, хотя бы один этот плод, многие люди согласятся, что уже одно это делает их жизнь вполне сносной. Уже одно только ощущение мира доставляет моральное и психологическое улучшение самочувствия, что часто приводит и к естественному улучшению здоровья, что уже само по себе помогает радоваться жизни и держаться за нее.

Одно только нужно. Смотрите на духовную сторону жизни правильно, и что бы ни случилось на вашем жизненном пути, хорошее или «плохое», вы всегда будете видеть Бога, а значит, и не видеть жизнь в черном цвете. Вы легко сможете справиться со всем. Вы сможете справляться с «плохим», даже если оно не уходит. Вы будете получать наставление и однажды осознаете, что у вас есть всё, что вам нужно в этой жизни. Помните, что «всё содействует ко благу» в жизни верующего, хотя не всё в этом мире и благое.


Человек в инвалидном кресле

Однажды я шел с работы домой и увидел впереди себя на дорожке молодого человека в инвалидной коляске. Дорожка вела вверх, а потому он двигался медленно и я вскоре догнал его. Проходя мимо, я заметил, с каким трудом ему приходится работать руками, чтобы продвигаться вперед. Мне подумалось, что будет не плохо, помочь ему?

Пройдя немного вперед, я оглянулся посмотреть, как продвигаются его дела. Дорожка становилась круче, и ему приходилось все труднее передвигаться. Кресло при подъеме вверх, двигалось галсами, с одной стороны тропинки к другой. Было видно, что юноша выбивается из сил. Я не мог просто так уйти, оставив его выдыхаться, а потому и вернулся, чтобы предложить: «Не могу ли я помочь Вам преодолеть, хотя бы вот этот склон?»

К моему удивлению, он взглянул на меня, улыбнулся, и сквозь прерывистое дыхание ответил: «Нет, спасибо. Это – хорошее упражнение».

Хорошее упражнение! Я не мог поверить. Ему было по-настоящему тяжело передвигаться в этом кресле по этому крутому склону. Со стороны это казалось мучением. Для него же это было «хорошим упражнением». И он на самом деле получал удовольствие!

И это – правильный взгляд, и, тем более, для верующего – единственно правильный взгляд на жизнь. Не охать и не ахать, когда встречаются трудности, а улыбаться, видя в них хорошее упражнение. Это кажется вам невозможным? Хорошо. Апостол Павел в одном из Посланий писал о «хвалении скорбями» (Рим 5,3). То есть о счастье в трудные времена. Павел был счастлив даже тогда, когда жизнь была трудна, ибо он верил, что Бог всегда с ним, а потому, что он понимал это, он ни о чем по-настоящему не беспокоился. Всем верующим необходимо запечатлеть эту истину в сердцах. Что бы ни случилось, Бог всегда с нами и знает все. Для нас ничего не происходит без ведома Бога, а потому ничего по-настоящему плохого с нами не может произойти. «Плохое» - это просто «хорошее упражнение».


Еще одна причина

Мы говорили о двух причинах, почему верующие живут ниже своих духовных возможностей. Одна из них та, что мы не получаем наставления от трудностей жизни, разрешая им полностью поглощать нашу духовную и физическую энергию. И вторая – мы живем со смутным сознанием того, что такое духовное развитие, и, как следствие, не посвящаем себя целиком этому. Мы весело проводим время в истине, полагая, что самого нахождения в ней, уже вполне достаточно. Но ведь главное не обладание истиной, а то, что мы делаем, получив ее! Переход из существа «в Адаме» в существо «во Христе» не внешнее изменение, а действительный, истинный переход! Изменения происходят после этого и происходят очень медленно - по мере того, как мы стремимся обратить свои души к духовным вещам. Если же мы не стремимся к этому, то никакого изменения не произойдет. От того-то и происходит духовный застой, от того-то и не нравится жизнь в истине.

Совершенно понятно, что изменение нас является следствием развития плода Духа. И, уж если мы знаем это, то надо знать, к чему стремиться. Духовное развитее перестанет быть чем-то смутным, ибо оно станет развитием в себе девяти уже известных нам качеств.

И, как только мы начинаем развивать в себе эти качества, начинаем получать и самое главное наставление в жизни. Начинает действовать данный Богом закон жизни. По мере развития плода Духа, мы познаем, что можем гораздо легче переносить испытания Божии, встречающиеся на нашем пути. Мы освобождаемся от прежних ощущений духовного застоя, от прежнего духовного болота. Мы освобождаемся от прежней неудовлетворенности жизни в истине, причиной которой была неясность пути собственного духовного роста. Мы приходим к удивительному открытию, что жизнь в истине отвечает всем требованиям для жизни любого обитателя этой планеты.

Хочется думать, что чтение этой книги поможет вам прийти к такому же выводу, или, по крайней мере, подтолкнет к нему.


И под конец: богословие преуспеванием

Перед тем, как закончить эту главу, мне бы хотелось сказать еще об одном. Совершенно верно, что Бог видит нас, видит, когда мы стремимся только к тому, что нужно. Однако существует мнение, которое идет еще дальше, будто бы духовная жизнь приносит в нашу жизнь буквально всё, и приносит в избытке, и уже сегодня!

Это известно под названием «богословия преуспеванием». Считается, что если мы правильно исполняем волю Бога, то Он благословит нас во всем, сделав нас очень богатыми, очень здоровыми, очень красивыми и крепко верующими.

Мысль о том, что вера в Бога сделает из вас супермена, очень привлекательна, хотя и напоминает больше «американскую мечту», а не обетования Божии. Об этом много проповедуют с телевизионных экранов Америки и Канады евангелисты – с таких передач ныне начинается вещание многих каналов, очевидно являясь представителями определенной части церкви.

Это выглядит так, как будто религия Библии попала в руки рекламного агентства, нашедшего лучший способ раскручивания Христианства, которое, похоже, на рынке занимает не слишком много места. Проповедуется: если вы хотите сделать что-то хорошее для себя, если вы хотите быть таким, каким все время хотели быть, то Христианство поможет вам в этом. Они шагают под флагом, на котором написано: «БОГ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ВЫ БЫЛИ БОГАТЫ».

Как любая ложь, как любая неправда, и эта содержит часть истины. Без всякого сомнения, наша жизнь очень сильно зависит от качества духовности, и все же не стоит стремиться к чему-то сверхъестественному.

Обетованная Писаниями полная и интересная жизнь, обретается не в этом направлении. Истинное удовлетворение жизнью редко находится на этом пути. Вот почему, перечисляя десять пунктов, делающих по-настоящему жизнь хорошей, я говорил о достаточном количестве еды и денег, о хорошем здоровье и прочее, а не об избытке всего этого!


Быть обыкновенным

Впрочем, в результате развития плода Духа, как и целью всего Христианства, является не сотворение сверхчеловека, не осуществление всех человеческих мечтаний, а сотворение из нас обыкновенных людей. «Ах, - слышу ваш вежливый, немного приглушенный голосок, - чего хорошего в том, чтобы быть обыкновенным? Зачем мне вообще стоит стремиться к обладанию плода Духа, если он всего лишь делает меня обыкновенным человеком? Кто вообще хочет быть обыкновенным? Разве не все стремятся стать необыкновенными

Я зациклен на обыкновенности. Я считаю, что стремление к обыкновенности должно быть искренним и горним. Мне, действительно, хочется, чтобы все мы были исключительно обыкновенными людьми. И это потому, что я думаю, что всё, что в Библии кажется нам обыкновенным, для многих, ой, как недоступно и далеко. Большинство людей не достигают даже того обыкновенного уровня, который предусмотрел для нас Бог.

В одной из Притч говорится: «нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Пр 30,8-9). И здесь подразумеваются, естественно, не только деньги и еда. Так и с плодом Духа. Необходимы не нехватка и не излишек – а достаточность. А в том, что Бог не поскупится дать нам достаточно, можно быть уверенным.

Уверен, что Бог благоволит излить на нас все Свои блага. Он знает, как даровать Своим чадам благословения. И Он дает нам столько, сколько нужно, чтобы не навредить, чтобы не испортить нас. Иисус говорил: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею» (Мф 7,9-10)? Так стоит ли нам ожидать меньшего от любящего Отца? Истина состоит в том, что по-настоящему обыкновенное Божие превосходит все, что почитается в этой жизни обыкновенным.

Итак, я за то, чтобы быть обыкновенным. Не надо слишком много денег, не нужно слишком большой мудрости, привлекательности или талантливости (в любой области), дабы я не забыл Бога. Но мне не нужно и нехватки благ, чтобы я не стал роптать и не вступил бы на скользкий путь забвения и проклятия Бога.

Плод Духа не превращает нас в суперменов, не делает предметом зависти соседей, не делает знаменитостью, он просто превращает нас пред Богом в нормальных и обыкновенных людей.

Зачем быть ненормальным? Почему надо быть необыкновенным, а не обычным человеком? Быть необыкновенным, означает быть исключительно преуспевающим человеком. Преуспеть можно и материально, иметь избыток в каких-то областях жизни - но ведь это не является целью духовного пути! Может случиться так, что стремление достичь настоящего смысла жизни, приведет к тому единственному, что нужно. Но может случиться и так, что материальный успех станет сетью, искушением.

Знаю, банально звучит, «не в деньгах счастье», однако эти слова от того не становятся менее истинными. Сплошь и рядом приходится видеть, как рушатся надежды. «Надеются» все и на всё. Надеются на еще лучшее, включая уже вылеченного больного, который после исцеления говорит: «И это всё?» И пока он не получит большего и лучшего, чем то, что у него уже есть, он будет считать себя несчастным.

Гораздо лучше главным в жизни считать улучшение самого себя. Стремитесь быть обычными людьми, не желайте быть необыкновенными. Эта книга не о том, как стать суперменом благодаря богословию преуспевания. Эта книга для тех, кто стремиться к обыкновенным отношениям с Богом. Такие необыкновенно разумные люди, однажды «будут сиять, как светила на тверди… как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12,3).


11