Глава вторая

«Как дерево, посаженное при потоках вод»


Ценится дерево, приносящее плоды. Оно дает нечто полезное. Оно дает нам некую здоровую и освежающую пищу. Такое дерево также нужно для того, чтобы из него прорастали подобные ему деревья. Конец же не приносящих плоды, как известно, будет таким же, как и всех других бесплодных деревьев.

Плодовые деревья радуют не только желудок, но и глаз. Как изумительно выглядит плодоносящая апельсиновая роща, и как красиво бело-розовое цветение яблоневого сада! Плод выглядит приятно, он вкусен и полезен.

Обо всем этом написано в 1 и 2 главах книги Бытие: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» (Быт 2,9).

С другой стороны плодовое дерево, не приносящее плода, бесполезно. Особенно, если оно предназначено для вашего пропитания. Тогда вы можете выкопать его и посадить на его место другое полезное дерево. Нет смысла содержать его дальше. Не нужно быть большим знатоком в агрономии, чтобы понять, что в саду должно все делаться со здравым смыслом. И этот смысл заставляет, прежде всего, посадить саженец, внимательно ухаживать за ним, тратя на него много времени. И, если после этого, уже выросшее дерево приносит мало плода, а то и вовсе ничего, то есть смысл выкорчевать его. Будьте полезным деревом. Ведь именно об этом рассказана притча Иисусом.


Притча о смоковнице в винограднике

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее» (Лк 13,6-9).

Не приходится сомневаться, что эта притча об Израиле. Смоковница – образ Израиля в Мф 21,19; 24,32; Иер 24; Пс 79,9-11 и других местах. Иисус, как делатель в винограднике (как и все Божии пророки, посылаемые в Израиль до Него), потратил три года служения, стараясь духовно повлиять на этот народ. Но почти безуспешно. Плода, о котором Он говорил, как не было, так и нет. Каждый год Господь Бог, Владелец Израиля, смотрел на то, как шли дела у Его Делателя, и каждый раз Его ждало разочарование. С точки зрения Небес, Израиль можно было «срубить».

Однако Иисус все же ответил на это: «Нет, подожди. Позволь Мне сделать еще последнее усилие. В оставшееся для Меня время Я все же смогу вытянуть из него некий плод».

Очевидно, что плод в притче олицетворяет ту духовность, которую Христос надеялся получить от Израиля.

Обыкновенно плод на дереве говорит о здоровье самого дерева. Плодоносящее дерево делает то, что должно делать, для чего оно предназначено Богом. Оно делает то, для чего было сотворено. На этом примере можно лучше понять значение духовного плода. Духовный плод является видимым свидетельством духовного здоровья верующего. Верующий, приносящий духовные плоды, делает то, что он должен делать, делает то, что предназначено ему Богом.

Притча о виноградаре говорит, что Христос ожидал изменения сердца Израиля. Он пытался обратить их от дел плоти к плоду Духа. Он упорно трудился, чтобы отвратить их от мертвых дел, от порабощения закону Моисееву, ставшим для них тяжким бременем, и привести к здравому пониманию любви, о которой на самом деле говорится в законе, а значит и к радости. Этот новый взгляд также помог бы народу скорее перейти от закона Моисеева к закону благодати, от Моисеева ветхого завета к новому завету Христа.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что многие из народа три года назад, крестясь от Иоанна, хотели измениться так, как хотел того Иисус. И, что говорил им тогда Иоанн? «Сотворите же достойный плод покаяния». Сотворите духовный плод. После чего многозначительно прибавлял: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3,10).


Предупреждение Иоанна

Без всякого сомнения, притча Иисуса является эхом сказанного Иоанном о плоде покаяния и о уже давно лежащей у корня секире. «Сруби ее», - сказал господин виноградника. Однако Иисус сочувствовал Своему народу, и Его мольбы за него подвигли Отца немного продлить ожидание.

К слову сказать, очень трудно точно привязать эту притчу к истории, ибо Израиль не был «срублен» до 70 года Н.Э., когда Рим, наконец, потеряв всякое терпение, рассеял его по всему земному шару. Виноградарю потребовалось терпение ждать отсрочки не один год, а целых сорок лет. Но главное не в этом. Главное – милосердие Божие. Нам сказано, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак 5,16). Ну, а если вспомнить, Кем был праведник в данном случае, то нужно ли удивляться, что отсрочка осуждения Израиля длилась сорок лет! Насколько же усиленно Иисус молился за Свой народ!


От естественного к духовному, от общего к частному

Главное, что мы вынесли из притчи о виноградаре это то, что Писания используют образ естественного плода для образа плода духовного. Дерево, не приносящее плода, подобно бесплодной духовности. Притча говорит о всём народе. Народ Израильский был тем деревом. Однако, и это видно из Писаний, этот образ может относиться и к отдельным людям.

Так Иоанн Креститель, приходящих к нему креститься, сравнивал с бесплодными деревьями, которых следует срубить. Ваше духовное развитие, как и мое, называется Писаниями «плодом». Иоанн недвусмысленно говорил о «достойном плоде покаяния» («искренности вашего раскаяния» - Современный перевод). Если же этого нет, то мы ни на что не годны, а потому будем срублены и сожжены. Другими словами, за крещением следует духовное развитие, видимый рост нашего духовного здоровья. Наше внутреннее «я» должно изменяться в «я», угодное Христу.

Однако это не происходит к следующему утру! И об этом также говорит сравнение естественного плода с духовным. Плод растет и спеет постепенно. Виноградарь из притчи вряд ли сказал бы: «Давай подождем еще пару дней и посмотрим, что произойдет». За пару дней ничего не произойдет. Очевидно, что для произрастания плода требуется гораздо больше времени. Плод должен либо созреть, либо нет, но точно в свое, определенное для него время.

Однако будьте уверенны, для того, чтобы получить когда-нибудь плод, к этому надо начинать стремиться уже сегодня. Начинать не через год, и даже не через месяц. Время для роста плода всегда сегодня. Нам необходимо делать это до пришествия Христа. Только тогда будет жатва, о которой Он говорит во многих притчах. Только тогда наступит время жатвы плода.

Духовный плод, точно так же, как и плод обыкновенный, не может появиться внезапно за несколько дней до жатвы. Бесплодное дерево не покроется внезапно плодами за день-два перед тем, как сборщики урожая, начнут готовить корзины и лестницы. Это одна из главных причин сравнения обыкновенного плода с плодами духовными. Они не могут появляться немедленно. Дерево не может покрыться плодами за несколько дней до сбора урожая, как не можем сделать того же и мы. Такова суть, таково его естество.

В начале этой главы мы говорили, что признаком здоровья дерева являются его хорошие плоды. Так же и мы должны обладать духовным здоровьем, чтобы приносить духовные плоды. В природе на здоровье дерева влияют три фактора: хорошая почва, достаточное количество света и, самое главное, вода. Вода настолько важна, что она часто может заменять плохую почву и недостаток солнечного света. Поскольку этот мир пребывает в духовной пустыне и будет пребывать в духовной темноте до возвращения Света мира сего (Ин 9,5), у нас остается единственная надежда на хорошую воду! Без хорошего полива дерево обречено. А это приводит нас к Псалму 1.

Духовный человек – «дерево, посаженное при потоках вод».

В Пс 1 для нас рисуется картина совершенного дерева, истинного духовного человека. Здесь о верующем говорится так: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс 1,3).

Иеремия рисует подобную же картину: «Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» (Иер 17,8).

Основной причиной здоровья этих деревьев, что подчеркивается, является то, что они посажены при потоках вод, то есть хорошо орошаемы. Они распространяют свои корни вдоль берегов, а потому, даже в засушливое время, могут найти сокрытую под руслом влагу. Если взглянуть на предыдущие стихи в Псалме и у Иеремии, то можно найти ответ, что делает Божиего человека здоровым и плодоносящим.


Воля и размышление

В Псалме говорится, что это потому, что «в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь». Именно поэтому он как плодоносящее дерево. У Иеремии же говорится: «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево…». Именно это делает его плодоносящим деревом.

Вот, что уподобляет человека Божия плодоносящему дереву. И все это связано с достаточным количеством воды, необходимой для дерева. Следовательно, духовное развитие плода зависит от этих четырех вещей.

Рост плода Духа будет происходить исключительно тогда, когда мы водворяемся на хорошо орошаемой почве доброй воли и размышлений. Само собой понятно, как необходимо твердо укореняться в воде жизни, или же в живом слове Божием. Воля в нем (желание его, благоволение к нему), размышление о нем, дабы иметь надежду и уповать на него в современном духовно засушливом веке.

Размышление, о котором говорится в Пс 1, совсем не означает опустошение головы (что подразумевается под Восточным понятием «медитация»), когда подобным образом достигается внутреннее спокойствие, когда внутри человека возникает диалог между двумя «я».

В состоянии отсутствия мыслей есть, конечно, и свои преимущества, однако Писания имеют в виду нечто другое. Это еврейское слово часто переводится со значением, «произносить»! Псалмопевец наставляет наполнять голову не пустопорожними мыслями, а словом Божиим! Здесь духовное развитие происходит на основании Слова, что не может подмениться ничем другим. Нет другого пути для сотворения «достойного плода покаяния». Нет другого способа быть угодным Христу.

Впрочем, надо сказать, что духовный плод никогда не появится от простого знакомства со словом Божиим. Как сказано в Псалме, он появляется от размышления над ним, т.е. когда мы живем им, когда мы хотим слышать его. Конечно, это совсем не значит, что нужно читать Библию каждую свободную минуту, почти не закрывая ее! Слишком усердное изучение не доводит до добра, а скорее до сумасшествия, как сказал о том Фест Павлу (Деян 26,24). И все же, качество и количество изучения должно быть достаточным, чтобы размышлять над прочитанным большую часть времени, что, в свою очередь, должно менять саму жизнь. А такое качество изучения возможно лишь тогда, когда мы по-настоящему хотим читать слово Божие и отводим время для глубокого обдумывания прочитанного.

Плод Духа растет от воли, от желания слова Божия и размышлений над ним. Вот, почему Павел говорит, что этот плод – плод «духа». Ведь он возникает благодаря духу слова, о чем мы поговорим в следующей главе.


5