Глава третья

Плод Духа


Никто, кроме Самого Бога, не творит плода. Ни один садовник, ни один виноградарь мира сего на самом деле не растит ни яблок, ни винограда. Все, что в его силах – создать подходящие условия для роста и не вмешиваться в законы роста, установленные Богом.

А потому, воистину, любой естественный плод является плодом Духа, ибо Он, а не человек, дает ему возможность существования. Ведь буквально всё, что появляется в виде пищи на вашем столе, появляется благодаря руке Божией. Именно по этой причине существует прекрасный обычай, благодарить Бога перед едой.

Однако тема нашего разговора не плоды, произрастающие на деревьях и в виноградниках. Она гораздо важнее, чем простая пища на наших столах. «Душа не больше ли пищи» (Мф 6,25)?

Апостол Павел писал по вдохновению, что «плод… Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Этот плод исключительный. Благодаря Духу он дает сердцу верующего все необходимые качества. И точно так же, как ни один человек не может сам произрастить яблоко или виноград, точно так же ни один не может сотворить сам в себе все эти качества. Как Павел говорит, это – плод Духа.

Просто решить создать в самом себе эти качества, не принесёт никаких результатов. Это все равно как, если пожелать стать добродетельным, и стать им на самом деле. Мы не можем включить в список планов на будущий год достижения плодов Духа. Но, даже если и сделать это, они не сразу появятся. Может быть позже! Одного волевого усилия для достижений этого будет недостаточно. Плод должен пройти процесс роста. Нельзя требовать от себя плода духовного так же, как нельзя от яблони требовать не в свое время яблок. Плод Духа не зависит от нашей воли.


Не реально

Я также верю, что все добрые дела нехристиан мира сего, не угодны Богу, так как не являются плодом Духа. Осмелюсь сказать, что любовь, радость, мир, долготерпение, благость и прочее видимое в этом мире – плод ненатуральный, искусственный. Кажущаяся естественность таких качеств, заставляющая иногда истинных верующих ощущать стыд за себя, является все-таки кажущейся, является пародией на настоящий плод Духа.

Сказанное может показаться слишком грубым, если вспомнить, с какой искренностью, с какой несомненной самоотверженностью совершаются многие добрые дела в этом мире. И все же, если все качества плода в человеке существуют не благодаря желанию слова Божия, не благодаря размышлению над ним, не благодаря здравому пониманию Евангелия, как можно назвать эту пародию добродетелью? Мне очень нелегко изменить свое мнение по этому вопросу. Даже, если все добрые дела в этом мире совершаются из добрых побуждений и искренне, в очах Божиих это всего лишь пародия того, чего бы Ему действительно хотелось видеть.

Одно то, что Богу угодны только те, кто развил свои качества благодаря плоду Духа, помогает понять, почему очень и очень многие хорошие люди не угодны Ему. Они всего лишь только похожи на людей угодных Богу. Человек может быть самым известным филантропом на земле, и все-таки очень далеким от того, чего хочет от него Бог.


Не духовный дар

Одно нужно ясно сознавать, что плод Духа не является духовным даром. То, что взращивает плод, не исходит от Святого Духа. Верующие никогда, даже во времена обладания духовными дарами, не получали плода Духа в дар. Если бы это было так, тогда любые испытания верующих ничего не стоили бы, ибо они, как тогда, так и теперь, служат для развития внутренних качеств верующих.

Если бы внутренние качества человека менялись внезапно, скажем, после крещения или чуть позже, все предупреждения и наставления Нового Завета о грехопадениях стали бы совершенно неуместны.

Если бы внутренние качества человека происходили внезапно и неестественно, тогда не нужно было бы говорить о том, что можно делать, а что нельзя. Всё происходило бы само собой. Тогда бы никто и никогда не оставлял истины. Сама мысль Бога об улучшении нас не только стала бы чужда Христианству (ибо оно не требовалось бы), но и всему тому, что Бог делал на протяжении всей человеческой истории. Богу угодно наше добровольное стремление к Нему. Любовь, в чем, возможно, и заключается весь плод Духа, невозможно запрограммировать.

Запрограммируйте свой компьютер говорить «я люблю тебя», и вы очень быстро поймете, что он на самом деле вас не любит.

Плод Духа никогда не был даром духовным, чтобы изменять человека без его собственного желания и усилий. Даже силы и духовные дары верующих первого столетия, не делали их праведными. Они всё также имели в жизни трудности и продолжали грешить.


Плод Духа потому, что…

Итак, если плод Духа не духовный дар, то как он может быть Духовным? Он Духовный потому, что появляется от слова Духовного. Будет полезно взглянуть на некоторые параллельные места в Новом Завете.

«Плод же Духа» (Гал 5,22)

«помышление Духа» (Рим 8,27)

«помышление духа» (Рим 8,6)

«живущие по духу (помышляют) о духовном» (Рим 8,5)

«ум (те же мысли) Христов» (1Кор 2,16; Флп 2,5)

Дух Христов (Рим 8,9)

Дух жизни во Христе (Рим 8,2)

«поступайте по Духу» (Гал 5,16)


Все эти выдержки об одном и том же (в зависимости от переводов слово «дух» пишется по-разному – либо с большой, либо с маленькой буквы). Все эти места говорят об уме, в котором главное – духовность, духовное мышление, выработанное благодаря духовному слову, противоположное плотскому мышлению. Ни в одном из этих мест не говорится о непосредственном влиянии Святого Духа на ум, на мышление. Поступать по Духу – жить по Духу, жить не по плоти, а духовно. Ну, а помышления духовные возникают под влиянием слова духовного.

Во всех этих случаях дух противопоставляется плоти. Божий Дух противопоставляется нашим естественным наклонностям. Большинство цитат взято из 8-й главы Послания к Римлянам. Если же перечитать всю главу, то можно заметить, что вся она посвящена противопоставлению духовного плотскому. То же самое можно сказать и о 5-й главе Послания к Галатам, где плод Духа противопоставляется делам плоти.

Если мы попытаемся сделать слово Духа в 8-й главе Послания к Римлянам результатом влияния Духа Святого, то получится та же самая ерунда, о которой мы говорили выше. Получится так, что люди становятся праведниками под влиянием Святого Духа. Так в 13-м стихе Павел пишет: «Ибо если вы по плоти живёте, вам предстоит умереть; если же духом (Духом – современный перевод) умерщвляете дела тела, будете жить». Святой Дух не делает верующего праведником. Умерщвляя свою плоть, умерщвляя дела плоти, верующие сами должны делать это духом своим, своей духовностью. А эта духовность достигается не благодаря дарам Духовным, а благодаря лишь желанию и размышлению над словом Духовным.


Ум Христов

Среди перечисленных выше мест, в частности, представляет интерес «ум Христов». Вне всякого сомнения, Христос являл в совершенстве плод Духа, а потому обладать умом Христовым, означает обладать разнообразными плодами Духа. Вряд ли это нуждается в доказательстве, и все же – вот они. Все это сказано о Христе:

«любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15,12);

«да радость Моя в вас пребудет» (Ин 15,11);

«мир Мой даю вам» (Ин 14,27);

«Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение» (1Тим 1,16);

«благ Господь» [гр. «хрестос», благость = доброта] (1Пет 2,3);

«из Назарета может ли быть что доброе?... пойди и посмотри» (Ин 1,46);

Иисус Христос «верен Поставившему Его» (Евр 3,2);

«…кротостью и снисхождением Христовым» (2Кор 10,1);

«Все подвижники воздерживаются от всего» (1Кор 9,25), включая и Иисуса Христа.

Продвигаясь по этому пути, стоит вспомнить, что Бог есть любовь. Воистину, Бог есть «агапе», как Он называется в 1Ин 4,16. Бог Сам является великим создателем и образом этой любви, Его же Сын Иисус – духовным отпечатком Отца (Евр 1,3; перевод еп. Кассиана). Ум Христов – истинный отпечаток ума Отца.

Ум Отца отражается в Его слове. Иисус находил его там, желал его и размышлял над ним день и ночь, тем самым полностью прогоняя от Себя плотский ум. Он достиг подобия ума Божия, какого не достигалось ни до, ни после Него. Всегда Он мог подумать или сказать, «как сказано в Писании», или «как читаешь?», или же «неужели вы не читали сего в Писании?» Он настолько был полон мыслями Своего Отца, что мог сказать, что Он и Его Отец – одно.

Наша цель также состоит в том, чтобы наполниться мыслями Отца. И в этом мы можем достичь такого успеха, уровень которого зависит от нашего отношения к Духу слова. Писания являются единственным местом в этом мире, где можно увидеть ум Божий, а, следовательно, и ум Христов.

Желание слова, размышление над ним происходит медленно, почти незаметно, производя плод Духа для нас без какого-либо волевого усилия со стороны. Плод не появляется по желанию, он сам явится в его собственное время. Нельзя ускорить его появление. Единственно, что мы можем, так это создавать для его появления и роста, как разумные земледельцы, подходящие условия и не мешать естественным законам плодоношения, установленным Самим Богом.

Это не результат воздействия Святого Духа на нас. Это – результат длительного сотрудничества ума Божия и чуткого сердца. Только такие благоприятные условия годятся для произрастания плода Духа.