Глава четвертая

Желания и дела


У всех, кто серьезно хочет следовать Христу, развитие любви должно обладать одной любопытной штуковиной. Однако, многие ли из нас ясно представляют себе, что такое настоящая Христианская любовь, чтобы сознательно и целеустремленно развивать ее в жизни?

Очень легко пустословить о Христианской любви, испытывать ее неопределенность, утверждая, что это не что иное, как «творить добро». Очевидно, что «добродетель» входит в понятие «любви», но это далеко, далеко не всё. На самом деле добрые дела ни что иное, как результат Христианской любви, результат, а не причина ее.

Вот почему Павел говорил, что «любовь есть исполнение закона» (Рим 13,10). Прелюбодеяния, убийства, кражи, лжесвидетельства, алчность и все другие злодеяния просто чужды любящим (перефразируя Рим 13,9). Вместо этого человек творит добро. Добро делается тогда, когда мы больше обращаем внимание на то, кто мы, а не на то, что мы делаем.


Любовь и бытие

Одним из самых главных, что необходимо познать в любви, это то, что любовь в гораздо большей степени относится к тому, кто мы есть, а не к тому, что мы делаем. К тому, кто мы, что из себя представляем. Плод Духа, который, как я верю, является любовью, растет и зреет внутри нас, постепенно изменяя наше внутреннее «я». Это не совершенствование наших дел. Наше «я» совершенствуется Духом благодаря желанию, благодаря благоволению и размышлению над словом Божиим.

Как же легко мы переворачиваем всё с ног на голову, полагая, что всеми своими добрыми делами мы, в конце концов, достигаем своей точной схожести с Христом. А это не так. Простая истина заключается в том, что сначала должны следовать изменения внутри нас, а уж потом сами собой последуют и изменения дел. Если делать всё наоборот, и ставить на первое место дела, то это будет всего лишь имитацией плода Духа, точно такая же имитацией, какую являет своими добрыми делами окружающий нас мир. Богу такой фальшивый плод не нужен.

Апостол Павел наставляет нас в знаменитой главе о любви (1Кор 13), что мы можем творить чудеса в служении Богу и ближним, но всё это ничего не стоит, если, прежде всего в нас не будет любви, т.е. если, прежде мы не исправим себя изнутри. Любовь являет больше то, какие мы, а не то, что делаем! Если поменять любовь и дела местами, то получится, по крайней мере, три разных, хотя и похожих, несуразности.


1. Безрадостный делатель

Почему некоторым верующим бывает так тяжело пытаться жить в истине, ведь жизнь в истине должна, прежде всего, отвечать всем требованиям жизни любого обитателя этой планеты, как было сказано в самом начале этой книги? И все же некоторые, «живя в истине», выжимают из себя почти все силы (что заметно!) почти не получая от этого никакого удовлетворения (исключая сомнительного удовольствия поворчать о тех, кто не изматывает себя также, как они). Начинает действовать закон сопротивления. Слишком много усилий, затраченных на дела, и недостаточное внимание тому, что происходит внутри, делает жизнь пресной, как выдохшаяся газировка. И, если не предшествует радость внутреннего бытия, радость от дел в конечном итоге проходит.


2. Бесполезность

И опять, существуют некоторые верующие, имеющие противоположную, но одинаково неудобоваримую проблему. У них нет проблемы с составлением плана того, что нужно сделать, у них проблема в том, что трудности у них возникают еще до того, как они начинают что-то делать. Они настолько сильно заостряют всё внимание на предстоящем деле, что оно превращается для них в неприступную гору, так что они бросают всё в самом начале.

Они думают, что это слишком трудно для них. У них нет никакой надежды сделать что-то так же, как то делают А, Б или В. Так зачем и пытаться? Они смотрят на дела, как на очень важную составляющую жизни Христианина, а потому и пасуют с чувством неумения сделать что-то так, как нужно, или же так, как это делают другие. Если бы они переключили свое внимание с дел на своё внутреннее «я», эта проблема исчезла бы сама собой.


3. Умиротворенность

Третий тип несостоявшегося верующего близок к последнему. Такому очень трудно от чистого сердца сказать, что его жизнь в истине полностью и во всем его удовлетворяет. Я говорю о духовно успокоившихся, о духовно умиротворенных.

Когда ваша яхта останавливается посреди моря, это значит, что в паруса перестал дуть ветер. И, если у вас нет двигателя, то у вас появляются проблемы. Вы перестаете куда-либо двигаться. Вас просто несет по течению, а это уже опасно для жизни.

Верующие могут духовно успокаиваться. В таком положении все их годы в истине, как кажется, означают очень мало в духовном продвижении вперед. Когда они пускались в духовный путь, у них, возможно, и было сильное стремление двигаться вперед, однако со временем вялость и леность взяли свое.

Очень может быть, что большинство верующих время от времени вновь ощущают нечто подобное (что правильно, ибо самоудовлетворенность в духовной жизни является кратчайшим путем к застою), однако они, все-таки, о чем не стоит забывать, всегда чем-то недовольны. Они всегда в поиске. Они ничего не могут начать, потому что не знают, с чего. И здесь опять-таки проблема состоит в том, что много внимания уделяется внешним, видимым достижениям, и слишком мало внутренним.

Ошибочно полагать, что быть хорошим можно лишь тогда, когда творишь добро. Думающие так подчас перестают стараться, ибо каждый раз, когда они начинают пытаться что-то сделать в истине, вовлекая себя и всех окружающих в бурную деятельность, их старания быстро угасают. После этого взрыва бурной активности они опять не уверены, куда идут и идут ли вообще. Наступает умиротворенность.


Кто вы, человек, или же просто делатель?

Возможно, вы узнали в себе безрадостного или бесполезного делателя, или же распознали в себе умиротворенность. Или же вы знаете, что что-то происходит не так в вашей духовной жизни, но не можете точно сказать, что? В любом случае полагаю, что вам нужно задуматься, существуют ли у вас проблемы с внутренним «я» и делами. Стремитесь ли вы быть всем, что даёт вам благоволение и размышление над словом Божиим? Или же стремитесь делать всё, что можете, удивляясь при этом – почему вы не меняетесь к лучшему?

Так же стоит помнить, что эта проблема может быть скрыта от вас. Можно загрузить себя так, что не иметь времени посмотреть на себя со стороны и не замечать в себе того, что не хватает для того, чем мы должны быть. Любое дело может превратиться в уход, в укрытие от самого себя. Это одна из причин, почему некоторые люди не могут уйти на пенсию. Ведь остаться без работы, означает остаться наедине с самим собой. И, если для них работа всё, то, перестав работать, они превращаются в ничто, а потому и вынуждены оттягивать время увольнения как можно дольше. Но по той же причине вы можете бояться потерять работу и в истине, ошибочно полагая, что вы и есть то, что делаете. Итак, если сказанное не относится к вам, то… здорово!

Решение, как я уже говорил, состоит в том, чтобы дела ставить на второе место, а свое внутреннее «я», на первое. Возрастание плода Духа и ваши духовные возможности естественно происходят отсюда. Главное, расставить всё на свои места.


Видимость

К огромному сожалению, те требования, которые мы предъявляем друг к другу, в некоторой степени являются теневой стороной нашего мышления. Существует великое искушение лишь видимого служения в истине. Как же приятно делать и исполнять множество дел и занятий, видимых всеми Христианами! Как же легко заострять все свои усилия на высоко очерченных задачах… в ущерб своему внутреннему духовному росту.

Это не значит, что нужно закрывать группы по изучению Библии, переставать проповедовать по миру, переставать исполнять любую видимую деятельность – просто любая подобная деятельность должна быть не нашей «работой», нашим «делом», а быть следствием того, что мы в истине. Всё, что мы делаем в истине, должно быть естественным и благим следствием нашего желания слова Божия и размышления над ним.

На самом деле, когда мы живем и поступаем правильно, мы даже не думаем, что делаем что-нибудь в истине. Мы просто освобождаемся от мышиной возни вокруг духовного совершенства. Мы просто делаем то, что для нас естественно и доставляет удовольствие. Когда же мы предстанем перед Христом и Он пригласит нас в Свое Царство, говоря, когда Он алкал, мы накормили Его, когда жаждал, напоили, когда был наг, одели, когда болел, посещали Его и т.д. тогда мы, почесывая в затылке, скажем: «Господи! Делали ли мы вообще все это?» Мы не помним. Всё это было естественным следствием внутреннего ума Христова, ума, в котором естественно прорастал плод Духа. Те, кто во главу ставил дела, а не жизнь – осуждены. Они будут доказывать, что во имя Христа творили многие чудеса, представляя в доказательство длиннющие списки… всего лишь за тем, чтобы услышать, «отойдите от Меня…» (Мф 25,31-46).

Главное – жизнь. Плод Духа виден и проявляется именно в ней. Он растет и развивается внутри нас через любовь. А дела? Дела сами позаботятся о себе.