Глава пятая

Любовь (агапе)


Хорошо ли мы сознаем, что неправильное понимание любви может сделать совершенно бесполезной саму Христианскую жизнь? Ведь суть Христианской жизни – быть угодным Богу. Ну, а если мы хотим быть угодными Ему, то, помимо всего прочего, нам необходимо также знать, как являть Его любовь. «Бог есть любовь», и Ему угодно, чтобы Его чада были такими же, как и Он. А как мы можем быть похожими на Него, если не знаем, каков Он и что такое любовь?

То, как понимать и являть любовь, Бог показывает в Своем слове, а потому знание его и будет определять, угождаем мы Ему или нет.

Необходимо точно знать, что такое Христианская любовь. Это совсем не то, что принято считать в целом мире. Это не романтическое фантазии и не эмоциональные привязанности, какими бы прекрасными и чистыми они иногда ни бывали. Несмотря на то, что и в Христианской любви есть сильные чувства, в ней есть также много чего помимо эмоций.

Христианская любовь многостороння. Эта любовь одновременно превышает любую другую любовь, но в то же время, разумна и осмысленна. Она подобна лестнице Иакова, вершина которой достигает небес, в то время как сама она прочно стоит на земле. Она превышает любую любовь потому, что наши мысли стремятся слиться с мыслями Всемогущего, а разумна и осмысленна потому, что отрезвляюще действует в ежедневной жизни. (Хотя, следует заметить, что в глазах людей такая любовь может выглядеть очень опасной и неразумной).

Что такое любовь?

В первом столетии в греческом языке для определения «любви» существовало четыре слова: эрос, сторж, филиа и агапе. Эрос, как можно догадаться, - физическое влечение. Сторж больше связано с чувствами семейной привязанности. Филиа – чувства, возникающие при встрече мальчика и девочки.

Эти объяснения немного упрощены, ибо бывает так, что эти слова подменяют друг друга. Хотя в основном, и означают то, что означают. Для более подробного изучения постарайтесь найти хороший греко-русский словарь. (Автор также рекомендует «New Testament Words», книгу написанную William Barclay).

Четвертое слово «агапе» отличается от всех трех. Именно с этого слова Апостол Павел начинает перечислять плоды Духа, и именно это слово предпочел Дух для обозначения в Новом Завете Христианской любви.

Агапе отлично от всего. Это единственная любовь, не возникающая естественно. В отличии от других форм любви, возникающих само собой, естественно (семейные узы, или влечение к противоположному полу), агапе само не появится до тех пор, пока мы не сделаем чего-то для ее появления. Агапе – любовь, которая сама собой не приходит в сердце человека. В действительности это чувство направлено против всех наших врожденных, естественных инстинктов.


Определение агапе

Итак, что же такое агапе? Один автор, как ни странно, написал: «Библия не дает определения любви. Она показывает ее». Полагаю, она делает и то и другое. Тот же автор (Джон Сандерсон в своей книге «Плод Духа») также говорит, что в Библии используются без разбора разные еврейские и греческие слова для любви. Без разбора? Сильно сомневаюсь, что Дух не разбирал слов. Если мы не всегда можем понять причину, почему Дух выбрал то или иное слово, или не можем согласиться с явным противоречием, возникающим из-за этого выбора, это не означает, что Дух не выбирал слов. Может быть, это просто говорит о том, что мы не понимаем, почему выбор пал именно на это слово!?

У.И. Вайн в своем Толковом словаре новозаветных слов (W.E. Vine «Expository Dictionary of New Testament Words») пишет: «поскольку дух откровения использует (агапе) для определения ранее неизвестных понятий, вопрос, почему он использует его, будь то в греческой литературе, или Септуагинте, проливает мало света на его значение в Н.З». И он не единственный от кого приходится слышать, что агапе в Н.З. выражает «ранее неизвестные понятия». Но в этом ли суть вопроса?

Упоминание Вайном Септуагинты дает понять, что слово агапе и всё, что с ним связно, встречается и в греческом переводе Ветхого Завета, в книге, которая была основным источником проповедования для верующих первого столетия (включая и Апостолов). А это значит, что это слово не было «изобретением» новозаветных писателей. Они уже пользовались известным словом современной им «Библии».

Но говорил ли Дух о чем-то совершенно новом, когда использовал слово «агапе» в Новом Завете? Было ли это понятие любви ранее неизвестным? Похоже, одновременно, да и нет. Да, потому что в этом было нечто новое, ибо Дух взял ветхозаветное агапе, вдохнув, так сказать, в него нечто свежее. Нет, потому что оно не было совершенно чем-то новым, ибо уже встречалось в Ветхом Завете.


Ветхозаветное агапе

Приходилось ли вам когда-либо слышать: «Одним словом, это было действительно хорошо». Такое выражение меня немного раздражает, и всё из-за того, что человек хочет сказать о чем-то «одним словом», а сам употребляет два – «действительно хорошо». И такая «ошибка» присуща всем. Однако Павел в Послании к Галатам 5,14, похоже, в этом плане побивает все рекорды!

«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя».

«Одно слово» Павла состоит из шести. Итак, о чем он думал? Дух не делает открытых грубых логических ошибок. Как эти шесть слов на самом деле могут быть одним? На самом деле, «одно слово» на греческом - «один логос», где «логос» - греческое слово знакомое любому, читавшему начало Евангелия от Иоанна. Когда Павел говорит об исполнении закона «в одном слове», думаю, что он имеет в виду Второзаконие 10,4: «И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов».

В этом месте еврейское слово «дабар» означает не только «заповедь», но и «слово». А потому и в переводе на греческий используется слово «логос».

А потому и Павел говорит, что все слова (заповеди) закона, могут быть объединены одним законом (словом): люби ближнего твоего, как самого себя, «агапе ближнего». И это главное во всем законе Моисеевом. Христос усовершенствовал эту мысль, когда говорил: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф 7,12).

Все это – Библейское определение слова «агапе». В них суть его. Как видно «агапе» существовало до новозаветных времен. Несмотря на то, что само это слово не встречается в главных заповедях закона, суть его все равно заложена там. И даже больше! Если «Бог есть агапе», и всегда таким был, тогда именно в этом и состоит суть, как Творца, так и всего Его творения!

Израиль, в своем большинстве, не смог проникнуться духом закона, а потому и впадал в крайности, либо полностью забывая его, либо добавляя к нему сотни своих излишних и мелких постановлений.

Любовь ближнего должна была быть отличительной чертой жизни народа Израильского. Они должны были стать ярким примером для всего остального мира. Видимая агапе должна была стать главной составляющей их свидетельства, как народа Божия. Но всё получилось наоборот, вместо того, чтобы народы завидовали Израилю, потому что у него есть закон Божий, Израиль стал завидовать окружавшим его народам потому, что у них не было закона, потому что на них не было возложено его бремя, его запретов, многие из которых были введены ими самими. Насколько же испорчен человек!

Все это имеет прямое отношение и к нашим дням. Когда Иисус принес Себя в совершенную жертву, Он в действительности всё совершил по закону Моисееву, только образно. Закон Божий связывал Его народ со Спасителем еще до рождения Спасителя, еще до Его спасения. Но как же они могли быть спасены, еще до рождения Спасителя? Когда Христос совершил Свое спасение, суть закона была исполнена. Его больше не нужно было исполнять. Однако дух закона, любить ближнего своего, как самого себя, остался.


Вдохновение чего-то нового

«Бог есть любовь». Он был любовью, есть и, конечно же, будет ею. Когда пришел Иисус, то взял эту агапе (любовь) из самой сути закона, вдохнув в нее нечто новое. Он дал Своим ученикам новую заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга» (Ин 13,34).

Именно это я и имею в виду под вдохновением в агапе чего-то нового. Иисус в совершенстве явил агапе Своей жизнью. Он в совершенстве обладал (и обладает) всеми плодами Духа. Он Своей жизнью явил ученикам, что значит агапе, чем они и стали обладать с помощью Духа, а мы, с помощью всё того же Духа, можем прочитать о его значении. Он принес для всех Своих «ближних» совершенную жертву, явив ею Свою беспредельную любовь. Богу угодно, чтобы и мы стремились к тому же. Именно так Ему угодно, чтобы мы понимали агапе, живя в соответствии с ней.

В целом, это гораздо больше, чем просто добрые отношения с ближними и братьями. Это – радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость, обладание собой в отношениях с другими. Это не только заставляет думать, что обо мне будут думать другие. Это заставляет думать, как поступил бы Христос, общаясь с тем или иным человеком. Не только, что надо бы сказать, а что бы сказал Христос. Вот такое новое значение для агапе дается в Новом Завете.


Кто мой ближний?

Когда размышляешь над агапе (о любви ближнего, как самого себя), необходимо помнить о вопросе, заданном Иисусу одним законником: «А кто мой ближний?» Это вполне типично, попытаться узаконить что-то, сделав это «что-то» случаем частного характера. Даже любовь для такого человека должна быть чётко прописана, когда, где и к кому ее проявлять! Так что и этот редкий вид должен быть убит, засушен и положен под стекло. Никто, в конце концов, не хочет любить всех! Ведь это ужасно!!!

К тому же ее проявлять? Кстати, вполне здравый вопрос, ибо, когда «агапе» встречается в Ветхом Завете, то под «ближним» всегда понимается лишь Израильтянин.

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Лев 19,18).

Ясно, что под «ближним» здесь следует понимать «сынов народа твоего», или же других Израильтян. Возможно, что законник хотел просто знать, это ли имел в виду Христос. Поскольку Христос цитировал книгу Левит, говоря о любви ближнего своего как самого себя, думал ли Он, что эта любовь должна ограничиваться братьями Израильтянами? Христос показал, что Он имел в виду, рассказав притчу о добром Самарянине. Он показал, что человек, любящий своего ближнего настоящей агапе, не станет думать ни о национальности, ни о религии, ни о социальном положении нуждающегося в помощи. Христос показал, насколько нелепо выглядит такое отношение.

Агапе – это не нечто, что можно включать и выключать в зависимости от обстоятельств. Агапе либо есть, либо нет внутри вас. Когда надо, она всегда будет явлена. Если вы можете в любой момент отключить ее, значит, ее просто-напросто нет!

Так, что же о новой заповеди Христа верующим? Имеет ли она ограничения? Не похожа ли она на ту любовь, которую Бог требует от Израильтян по отношению друг к другу? Обращаясь к Своим последователям, Он говорил, что мы должны любить друг друга (и никого больше) так, как Он возлюбил нас. Однако, если мы считаем, что наша любовь должна распространяться лишь на братьев и сестер по вере, мы впадаем в то же самое заблуждение, что и законник. Вместо того, чтобы поступить, как добрый Самарянин, мы, даже, можем «пройти мимо» него.

На самом деле Христос говорил о любви то же самое, что говорил и закон. Но, потому что закон говорил о любви ближнего своего Израильтянина, это совсем не означает, что вам нельзя любить и кого-то еще. Именно это вытекает из сказанного Христом.


Естественная разница

И всё же необходимо отметить, что любовь верующего к другим верующим естественно будет сильнее, чем к людям вне истины. Без сомнения агапе явственнее проявляется между верующими, чем между верующим и неверующим. Одним из главных свидетельств Израиля всему миру было видимое явление агапе Бога для всех, чтобы и другие народы также могли познать ее на себе.

Такой агапе должна быть и среди нас. «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал 6,10). Среди верующих, подобных Христу, должны существовать особо крепкие связи, что не должно мешать являть агапе и к другим людям. При этом нужно всеми силами избегать двойных стандартов, ибо невозможно, то являть агапе, то тут же, общаясь с людьми вне истины, забывать про нее. Как уже было сказано, если вы можете в любой момент выключить агапе, то ее у вас просто нет.

И все-таки среди верующих, естественно, должен существовать более высокий уровень любви. Наша любовь тех, кто любит то же самое, что и мы, естественно будет сильнее. Да и нам самим необходимо являть миру агапе Бога, чтобы и другие могли познать ее. Это – важная составляющая нашего свидетельствования. Когда Христос давал новую заповедь, любить друг друга так же, как Он возлюбил нас, Он добавил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13,35).

Давайте спросим себя, таков ли уровень любви среди нас, что она видна со стороны? Видно ли со стороны, что мы всегда готовы делать добро друг другу, помогать друг другу? Видно ли, что мы всегда говорим друг о друге лишь хорошее, всегда превознося другого верующего над собой, всегда уважая другого, всегда думая о нем, как об особенном народе, всегда обращаясь с ним так же, как Сам Христос обращался бы с ним? Такой ли образ наше сообщество являет собой миру? Являемся ли мы сообществом, являющим агапе Бога? Хороший вопрос! И нам необходимо разобраться, кто же мы на самом деле?

Иаков, брат Господа, называл агапе «законом царским». Это главный закон, царский закон среди законов, ибо упраздняет многие прочие. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Если все мы повинуемся этой заповеди, то свод законов действительно сильно сократится!

В частности, исполняя эту единственную заповедь, в совершенстве и полностью исполнятся остальные восемь заповедей о взращивании плодов Духа, что я и намерен показать в дальнейшем.