Глава шестая

Девять плодов или один?


Совсем не важно, верите ли вы, что существует один плод Духа, или девять. Уверен, что результат не зависит от того верите ли вы, что любовь является одним целым плодом, включая в себя восемь остальных составляющих (как верю в это я), или же вы считаете, что Павел пишет о девяти разных плодах Духа (в таком случае вам придется смотреть на них, как на добавленные составляющие). Но как бы вы не понимали плод Духа, в целом он прибавляет человеку духовности. Но поскольку я несколько раз упоминал этот вопрос, то мне необходимо объясниться, почему я верю так, а не иначе. Причина этого частью заключается в грамматике Послания к Галатам 5,22-23, и частью в других частях Писаний.

Вполне возможно, что для вас грамматика является совсем не увлекательным занятием. Если синтаксис не для вас, пожалуйста, не увязайте в этой главе пропустите ее со спокойной совестью, и переходите к седьмой. Я хорошо понимаю это, а потому и не обижусь.

К огромному сожалению, не могу представить ни одного стиха, где бы было сказано прямо, что «любовь – это плод Духа». Если б такой стих был, написать эту главу было бы намного легче. Да она была бы и не нужна! И все-таки мне кажется, что в Писаниях есть достаточное количество причин со всем вниманием отнестись к этой мысли.

Задумайтесь. Если вам не хочется читать эту главу, в любом случае надеюсь, что оставшаяся часть этой книги сможет помочь вам в произрастании Духовного плода, ибо, несмотря на то, верите ли вы, что плод есть любовь, или, что любовь является лишь девятой частью его, плод Духа, бесспорно, остается важной частью внутреннего «я» Христианина. Еще раз повторю, уже сказанное в предисловии, что этот плод может включать в себя всё то, чего бы хотелось найти Христу в нас, в явление Его.


Один или девять?

Недоразумение, является ли любовь целым плодом, или же только девятой его частью, происходит из-за того, как Апостол Павел описывает его в Послании к Галатам 5. Вот, опять эти два стиха: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

На первый взгляд это выглядит так, как будто один плод состоит из девяти составляющих. Если же приглядеться, то возможно также увидеть и девять различных плодов Духа. Впрочем, если Апостол подразумевал это, почему он говорит об одном, а не о нескольких плодах? На самом деле грамматика 22-го стиха способна претерпеть оба варианта. Я вернусь к этому чуть позже.

Недоразумение возрастает, если принять во внимание третью возможность понимания, это то, о чем я уже говорил, как о предмете, заслуживающим внимания, что плодом Духа является любовь (первое в списке Павла), а остальные восемь пунктов – различные составляющие любви. Несмотря на очевидность возможности выбора, все три варианта, очевидно, заслуживают обсуждения.

Похоже, ничто не может помешать представить себе небольшое упущение в тексте, которое, если вставить выглядел бы так: «Плод же духа: любовь (включающий в себя) радость, мир, долготерпение…».

К тому же существуют еще веские причины для такого прочтения, одной из которых, как полагаю, является самый лучший способ для выбора нужного предпочтения.


Грамматика: единственное число, множественное, или обобщение?

Главная трудность в 22-й главе Послания к Галатам 5 состоит в слове «плод». В единственном оно числе, или во множественном? Или же здесь обобщение? В греческом языке оно может быть любым, что часто видно по смыслу (меняется лишь окончание слова в зависимости от падежа и числа, в Гал 5,22 - καρπος – прим. переводчика).

В единственном числе: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод (καρπον) праведности» (Евр 12,11).

Во множественном: «Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды (καρπους) во времена свои» (Мф 21,41).

Обобщение: «И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод (καρπον) свой» (Иак 5,18).

В словаре написано, что слово «καρπος» в Гал 5,22 может переводиться и как «урожай». Во всех современных переводах оно здесь стоит во множественном числе. Это не решение вопроса, хотя и притупляет его. Слово «καρπος» во всем Новом Завете в Синодальном переводе переводится как «плод». И нигде, как «урожай». Для слова «урожай, или жатва» в греческом языке существует другое, вполне приемлемое слово, и Павел наверняка воспользовался бы им, если б имел на то веские причины.

Итак, какой из трех вариантов имел в виду Павел? Единственное число, множественное, или же общее значение? Нам необходимо провести некоторое расследование.

Множественное число напрашивается само собой, потому что связующий глагол в Послании к Галатам 5,22, без сомнения, стоит в единственном. «Плод же Духа есть» (см. греческий и церковнославянский). Здесь стоит греческое «εστι» («есть»), глагол, относящийся к третьему лицу единственного числа. А это толкает к двум возможным выводам.


Единственное число, или собирательное?

Большинство комментаторов убеждены, что «плод» в Послании к Галатам 5,22 стоит в единственном числе (что так и есть!), а потому плод состоит из девяти составляющих, а потому любовь – одна из девяти. Однако стоит вспомнить, что слово «плод» в единственном числе явление в Писаниях достаточно редкое. Есть только одно место, где о «καρπος» с полной уверенностью можно сказать, что оно означает единственное число. Это Лк 1,42, где Елисавета говорит Марии: «Благословен плод чрева Твоего». Оно обязано быть единственным числом, ибо говорит об Иисусе.

Нет ничего удивительного, что слово «плод» так редко в Писаниях означает что-то одно. В остальных случаях оно встречается, означая собирательный образ. А потому я сильно сомневаюсь в утверждении комментаторов, что «плод» и в этом стихе один. Возможно, кто-то и имел в виду собирательный образ, но никто, по крайней мере, из попадавшихся мне на глаза, не говорит об этом. Почти во всех случаях, когда в Новом Завете встречается слово «καρπος», оно означает собирательный образ. Логично заключить, что это относится и к Посланию к Галатам 5,22.

Сузив таким образом поле до собирательного образа слова «плод», пришли ли мы к верному истолкованию этого стиха? Почти. Осталось сделать последний шаг. (Не рано ли, слышу я?) И опять перед нами стоит выбор. На этот раз выбор между двумя возможностями употребления собирательного образа.

1. Собирательный образ «плода» одного вида, скажем, фруктов (всех яблок, всех груш и т.д.).

2. Собирательный образ «плода» разных видов, так сказать, к примеру, «плоды земли» (что угодно, прорастающее на земле).

Если применить к нашему стиху № 1, получится неудобоваримое сравнение. Плод дерева есть яблоки. «Плод же Духа есть любовь…», где слово «любовь» должно стоять во множественном числе, так что остальные восемь наименований излишни. (Понимаю, что пример неудачен, ибо, строго говоря, дерево не сравнимо с духом. Дух больше сравним с катализатором, с посредником, благодаря которому созревает плод и больше похож на дождь, орошающий почву и помогающий дереву расти. И все же этого примера достаточно, чтобы показать, насколько неверен № 1).

Если и № 2 неверно, то мы окажемся в тупике! Давайте посмотрим, как это действует в нашем примере:

а) «плод земли» есть злаки, орехи, фрукты, овощи, травы и проч.;

б) «плод же Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение и проч.

Похоже на правду (в примере «а»). В примере же «б» «плоды» перечисляются во множественном числе, хотя «радость» и «мир», как правило, бывают во множественном. Например, «радости весны»! Получается пример верен? Да, но не совсем. Давайте немного его подправим:

а) «плод земли» есть злаки: пшеница, рожь, ячмень, маис, рис.

Теперь у нас получился пример, соответствующий нашему стиху. Обратите внимание, что все перечисленные злаки, стоят в единственном числе, хотя и означают собирательный образ того, или иного злака. Если расставить знаки препинания в Послании к Галатам 5,22-23 таким же образом, всё сразу встанет на свои места. Ибо тогда получается, что всё, перечисленное здесь, составляет одно - любовь. Не стоит также забывать, что в древнегреческом не было знаков препинаний. А потому, думаю, не буду слишком самонадеян, если скажу, что любовь в этом стихе состоит из восьми составляющих, или же имеет восемь разных оттенков.

Согласен, любой филолог при чтении изложения моей примитивной логики начнет от отчаяния рвать волосы, однако, в свою защиту должен сказать, что при чтении трудов некоторых из них о собирательности образов, мне приходилось иногда рвать свои волосы! А я могу себе это позволить.

Если представленные доказательства кажутся не слишком убедительны, как мне бы того хотелось, согласен признать себя виновным. Готов согласиться, что они немного натянуты. И все же, немного предвзятости, проглядывающей в доказательствах, возникло не из-за того, что мне хотелось во что бы ни стало доказать свое собственное мнение – просто мне хотелось попытаться, с грамматической точки зрения, объяснить, как мог бы читаться этот стих. Как могли бы пониматься остальные места в Писаниях. И главным образом – 1 Коринфянам 13.


Глава о любви

Мысль о том, что в Послании к Галатам 5 любовь состоит из восьми элементов, как кажется, поддерживается Павлом в более подробном описании любви в 1 Послании Коринфянам 13. В этой хорошо известной главе о любви, Павел предлагает шестнадцать способов проявлений любви, которые очень удачно соответствуют восьми, что и видно из представленной ниже таблицы. Искушение приравнять два выражения любви к одной из ее форм, не было преодолено, ибо это вытекает само; одно из другого.


Любовь (агапе)

Гал 5

1Кор 13

РАДОСТЬ (χαρά) – «хара»

«сорадуется», «всего надеется»

МИР (ειρήνη) – «эйрэнэ»

«все покрывает», «все переносит»

ДОЛГОТЕРПЕНИЕ (μακροθυμία) – «макрофюмиа»

«долготерпит», «не раздражается»

БЛАГОСТЬ (χρηστότης) – «хрэстотэс»

«не радуется неправде», «не мыслит зла»

МИЛОСЕРДИЕ (άγαθωσύνη) – «агафосюнэ»

«милосердствует», «не завидует»

ВЕРА (πίστις) – «пистис»

«всему верит», «никогда не перестает»

КРОТОСТЬ (πραύτης) – праютэс»

«не гордится», «не превозносится»

ВОЗДЕРЖАНИЕ (έγκράτεια) – «эгкратэйа»

«не бесчинствует», «не ищет своего»


Возможно, я расположил их все недостаточно правильно. Можно утверждать, что «не завидует» принадлежит «миру», или же даже «вере», ибо отсутствие зависти определяет мирное удовлетворение в жизни. Это также может быть признаком достаточного уровня веры, обладатель которого считает, что ее вполне достаточно для него. «Не раздражается», возможно, было б лучше поместить в «кротости». Впрочем, все эти мелочные сомнения, где поместить те или иные признаки любви, совсем не влияют на главное впечатление того, что признаки любви в Послании к Галатам 5 не являются случайным набором, что и подтверждается более подробным описанием любви в 1 Послании к Коринфянам 13.

На самом деле здесь гораздо больше, чем видит глаз, ибо некоторые доводы для объединения, сделанные мной, не лежат на поверхности. Например, общность между «долготерпением» и «не раздражается», ибо терпеливый человек, о чем мы поговорим в 9-й главе, нелегко поддается гневу. А связь между «милосердием» и «не завидует», будет более понятна, если знать, что на греческом языке слово «завидовать» означает также и «рвение, усердие». А рвение не всегда хорошая вещь, ибо зависит от того, на что она направлена. Милосердный человек всегда сочувствует другим, а потому и не станет изводить их излишним рвением.

Небольшую разницу между Посланием к Галатам 5 и 1 Посланием к Коринфянам 13 можно увидеть в главе под названием «Любовь: «плод Духа» в книге Дениса Джилет «Образование Духа». Там он дает свои краткие основания связи этих двух мест.

И все же в приравнивании Гал 5 к 1Кор 13 есть одна не дающая покоя вещь. В конце 13-й главы Павел пишет о вере, надежде и любви, как о трех разных вещах. Если любовь состоит из восьми плодов Духа, тогда вера является одной из ее составляющих. Так почему он пишет о вере, любви и надежде так, как будто все они не одно и то же? Лично я так не думаю.

В стихе 13 Павел пишет: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь (агапе); но любовь из них больше». Эти три «пребывают», тогда как три из стиха 8 нет: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Итак, в противоположность этим трем вещам, которым предстоит прекратиться, что может быть образом даров Святого Духа, три останутся пребывать – вера, надежда, любовь.

Можно сказать, что вера заменила в наши дни пророческий дар. Надежда истинного благовестия убеждает внешних в том, что мы от Бога, заменяя тем самым дар языков, а «слово знания» (1Кор 12,8), благодаря которому даровалась духовная способность видеть всё насквозь, была заменена на благоволение и размышление о «слове» знания, благодаря чему взращивается любовь – величайший духовный внутренний дар.

Ко всему прочему любовь «больше» веры и надежды, так как содержит в себе то и другое, а потому переживет их и в Царстве Божием. Ведь всем известно, что, не в пример любви, вера и надежда уже не будут существовать в Царстве. То, во что мы сейчас верим, станет видимым, а надежда исполнится. Потому-то любовь и является самым главным, что необходимо развивать сейчас. Одних веры и надежды недостаточно для входа в Царство. Если это только то, что у нас есть, то они исчезнут при дверях Царства, или же, более подходящий образ, потухнут, как светильники без масла. Вокруг встречается множество людей, являющих в своих верованиях великую веру и твердую надежду, однако без агапе, без полного плода Духа, взращенного благодаря желанию слова Божия и размышлению над ним, они далеки от того, что благоугодно Христу. Пусть нас не привлекают яркие примеры веры и надежды, явленные кем-то, выглядящие как любовь, или как часть любви, хотя далеко не самая важная! Истинным критерием истинной любви является то, насколько мы близки к слову Божию. Только настоящая близость производит любовь – совершенный плод Духа.


2 Послание Петра, 1

Апостол Петр должен был много говорить об агапе среди верующих, и думаю, он также объединял ее с плодом Духа во 2Пет 1. Петр не мог поставить агапе еще выше, чем он ее поставил: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1Пет 4,8); «постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Пет 1,22); «братство любите» (1Пет 2,17). Для Павла любовь была «больше» всего, для Петра – «более всего».

Во 2Пет 1,5-7, похоже, Апостол упоминает семь шагов, ведущих к агапе: «прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь».

Эти слова заставили меня предположить, что и здесь говорится о плоде Духа, ибо о них было написано сразу же в стихе 8: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа». Это заставило меня броситься к «Симфонии» и к греческому, чтобы сравнить семь «шагов» Петра с семью составляющими агапе Павла. Каким многообещающим сулило стать открытие! Но, увы, оказалось, что не всё так однозначно, как того хотелось бы. Одни совпадали, другие нет.

И все-таки Петр должен был думать о плоде Духа Павла, когда писал о семи «шагах», называя их «плодом». В конце своего Послания он даже упоминает Павла, называя его «возлюбленный брат наш Павел»! Так почему перечисление Петра не может совпадать с перечислением Павла? Само собой это только мое предположение. Может быть, Петр писал о лучшем способе достижения любви? Знаю, что существует стойкое мнение, что 2Пет 1 нельзя рассматривать, как шаги. Но что мешает отнестись к ним по достоинству? Не мог ли Дух предоставить некий ключ, некий удобный путь для развития плода Духа? Чтобы наше благоволение пред словом Божиим и размышление над ним приводило с большей вероятностью к агапе, следуй мы предлагаемому нам порядку?

Если здесь описывается постепенное продвижение от одного к другому в совершенстве агапе, тогда «евангелисты» со своей агапе выглядят довольно подозрительно. Да и нам не стоит беспокоиться по поводу того, что знания могут прийти после веры и добродетели. Хороший пример тому Корнилий, ибо он, несомненно, явил веру и добрые дела еще до познания истины. Да и я сам (как может быть и вы) могу вспомнить, как еще до изучения слова Божия, и уж точно во время оного, я пытался жить в вере и творить добро. Можно возразить, что для желания глубокого познания Библейской истины все-таки необходимы некоторая вера и добродетель. Кратчайшим же путем к этому являются эти стихи из 2Пет 1. Чтобы достичь агапе следуйте руководству.

Как в случае с 1 Посланием к Коринфянам 13, я сравнил плод Духа из 2 Послания Петра. Вот результат:


2 ПОСЛАНИЕ ПЕТРА


ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ 5

ЛЮБОВЬ (агапе)

приносит

ЛЮБОВЬ

БРАТОЛЮБИЕ

приносит

КРОТОСТЬ

БЛАГОЧЕСТИЕ

приносит

БЛАГОСТЬ

ТЕРПЕНИЕ

переходит в

ДОЛГОТЕРПЕНИЕ

ВОЗДЕРЖАНИЕ

приносит

ВОЗДЕРЖАНИЕ

РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ

приносит (см. 2Пет 1,3)

МИР

ДОБРОДЕТЕЛЬ

приносит

МИЛОСЕРДИЕ

ВЕРА

приносит

ВЕРУ


РАДОСТЬ



И опять-таки, возможно, я не всё правильно расположил. Однако, учитывая все варианты, а также греческое происхождение слов, как кажется, я расположил их лучшим образом. Возможно, и вы удивились, как и я вначале, что у Петра всего семь качеств, тогда как у Павла восемь. В списке Петра нет радости. Она появляется во 2Пет 1 позже, что не очень заметно по вине переводчиков. Так что Петр не пропустил «радость».

В стихах 2Пет 1,5-7 слово «покажите» связано с шагами, приближающими к любви. Это греческое слово, переведенное здесь как «покажите», не часто встречается в Писаниях. Еще раз оно попадается в 11-м стихе и не обращает на себя внимания потому, что переведено как «откроется». «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется (покажется) вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет 1,10-11).

Вход в Царство Божие – последнее в списке Петра, а это, конечно же, приравнивается к радости. Последний шаг у Петра – радость Царства, в которое мы входим, пройдя через все шаги, упомянутые им. Впрочем, не стоит забывать и того, что Павел в своем списке составляющих плод Духа, говорит о радости, как о части плода, которую мы должны достигать сейчас. Полная радость будет достигнута в грядущем Царстве Христа, нам же нужно уже сегодня ощущать эту радость.


Может ли быть это действительно последовательностью?

Для меня большим препятствием увидеть в списке Петра последовательность является вопрос, куда двигаться дальше? Каждый последующий пункт включает в себя предыдущий, а потому и остается с нами. Мне кажется, невозможным точно знать, что вы уже достаточно добродетельны, чтобы показать рассудительность, или же рассудительны и воздержание. Как можно на самом деле знать, что ты уже готов сделать следующий шаг? Вот такое возражение, не из тех, которые обычно можно услышать, заставляет меня сомневаться в мысли о последовательности.

Кажется, немного нагловатым говорить, что у меня теперь достаточно благочестия, чтобы можно было перейти к братолюбию. Похоже, это убивает на корню любую мысль о пошаговом достижении любви. Возможно, более правильным будет видеть здесь не последовательность, а одно общее целое, что всегда нужно показывать в своей вере перечисленное Петром? Тогда это будет ближе к списку плода Духа Павла, ближе к тому, как его достигать и хранить? Ведь все составляющие плода взращиваются одновременно и, очевидно, благодаря желанию слова Духа и размышлению над ним.


Другие явления плода

Вдобавок к размышлениям о плоде Духа в 1 Послании к Коринфянам и во 2 Послании Петра, это также хорошо сделано в Послании к Колоссянам 3,12-16, где Павел перечисляет, во что следует «облечься» в Послании к Римлянам 12 и в 1 Послании к Тимофею 6,11,12. Однако, наверное, я остановлюсь здесь на перечислении примеров, оставив место поразмышлять самим. И еще раз скажу, если вы не согласны с мыслью, что плод Духа является любовью и состоит из восьми частей, не настаиваю на вашем согласии со мной, ведь в независимости от вашего мнения по этому вопросу, отношение к написанному так и так останется неизменным. По крайней мере, я надеюсь на это. Для меня же эта мысль кажется здравой, особенно, когда я думаю, что состоящий из восьми компонентов плод Духа является качеством нового человека во Христе, а само число восемь в Библии символизирует новое начало: восемь душ в ковчеге; воскресение Христа на восьмой день недели; восемь случаев воскресения, описанных в Писаниях (см. Буллингер, «Числа в Писаниях»).