Глава седьмая

Радость (χαρά - хара)


Первые две составляющие любви в действительности являются двумя сторонами одной медали, медали уверенности. Радость и мир – активная и пассивная стороны этой медали. Но прежде, чем продолжить, позвольте кое-что спросить? Если некий Ангел появится перед вами сегодня и скажет: «Не бойся, ты на пути к Царству. Продолжай в том же духе», - или нечто в этом роде, ибо уверен, Ангел выразился бы лучше, что бы вы сделали? Я знаю, как поступил бы я. Я бы почувствовал удивительное успокоение, как в уме, так и в теле. Такая полная уверенность для начала заставила бы меня верещать от восторга. Потом появилось бы постоянное состояние легкой приподнятости настроения, время от времени прерываемое всплесками бурной радости. Затем в моем сердце поселилось бы чувство совершенного покоя, умиротворения.

Знаю, мои чувства в похожей ситуации отражают чувства подавляющего большинства людей. Мое ощущение твердой уверенности, вызывало бы радость и чувство умиротворенности. Но, если сегодня нет Ангела, как нам внедрить радость и мир в наши сердца? Как нам приобрести эти составляющие плода Духа? Ответ, возможно уже ожидаемый, – желание слова и размышление над ним.

Любую уверенность, дарованную нам Богом, можно найти исключительно в Его слове, особенно там, где говорится, чего, каждое мгновение, нам нужно ожидать от жизни. Лишь благодаря слову Божию нам открывается Его попечение о нас.

Совсем не стоит полагать, что желание слова и размышление над ним происходят лишь во время «изучения Библии». Само по себе изучение не является конечной целью. Час или два вы тратите на Библию, симфонию и греческий, после чего вновь окунаетесь в свою повседневную жизнь! Разве не так? Изучение Библии не может продолжаться беспрерывно. Муж из 1-го псалма, размышляющий о законе Божием «день и ночь», не держал все время перед носом книгу закона. Он постоянно желал закона и размышлял над ним, ибо хорошо знал слово, знал благодаря своим упорным изучениям его, совершенствуя свой ум, уподобляя его уму Божию. Такое знание слова помогало ему сознавать Божие попечение в своей жизни. А знание и ощущение Божией заботы не может не давать ощущения уверенности. А потому, желание слова, благоволение к нему и размышление над ним привносят в нашу жизнь первые две составляющие плода.

Не стоит опасаться испытывать Божие попечение в жизни. Оно – по Писаниям. Зачем отказываться от того, что Он делает для нас? Нам свойственно обобщать Божию заботу и не замечать частностей в повседневных делах. Так спокойнее, чем делать слишком смелые предположения. Но не ставим ли мы тем самым преграду для Бога, не позволяя Ему вторгаться в свою жизнь? А в результате – отсутствие радости от уверенности и ощущения Божиего попечения, о чем чуть позже поговорим еще.


Что имеют в виду Писания?

Главное, о чем написано на этих страницах, написано для того, чтобы понять, что имеют в виду Писания под каждой из восьми составляющих любви, а для этого нам необходимо поближе рассмотреть некоторые места в Писаниях, где говорится о радости, мире, долготерпении и прочее. Как правило, истинное значение хорошо видно из контекста, а когда придет истинное понимание самого значения, станет понятнее, как взращивать и во время более полно являть плоды в жизни. Наши собственные представления о плоде могут быть искажены, ограничены, или же наоборот, слишком требовательны. А потому необходимо знать, а не решать самим, что Писания имеют в виду под радостью и прочими понятиями. Что подразумевает под тем или иным словом Бог, ибо мы и сами знаем, что означает то или иное слово, хотя бывает, что наше понимание не всегда совпадает с пониманием Бога.


Равновесие

Павел, говоря о любви, ставит радость на первое место, тогда как Петр (см. предыдущую главу), оставляет ее на потом. Вполне логично предположить, что радость, как результат семи составляющих, должна быть на последнем месте. Впрочем, возможно, мы и не правы, пытаясь разместить по полочкам эти составляющие. В большинстве случаев, когда мы пытаемся явить любовь, то стараемся являть и всё остальное… хотя и неуклюже. Я не вижу, что порядок в списке Павла имеет какую-то важность. В любви эти восемь составляющих, конечно же, одинаково важны, ибо, уж если дело касается любви, то необходимо равновесие. Не хорошо предпочитать что-то одно. Любви, в которой перевешивает радость, может не хватать кротости. Слишком много долготерпения естественно принесет ущерб радости! Необходимо равновесие между всеми восемью составляющими. Желание слова и размышление над ним уравновесит плодоношение всех составляющих любви.


Вопрос взглядов

Все качества, составляющие плод Духа, связаны между собой, и связаны они своим правильным отношением к жизни. Мы можем гораздо лучше контролировать свои взгляды на жизнь, чем большинству из нас иногда кажется. Гораздо легче обвинять обстоятельства, чем признать, что наши взгляды, наше отношение к жизни создают эти обстоятельства. Гораздо легче обвинять других, чем признать, что отношение к нам людей, зависит от нас самих.

Например, иногда мы думаем, что общаться с кем-то, кто не из нашего круга, как-то неприлично. Но, а что произойдет, если мы решим, что они все-таки люди нашего круга? Что случится? Я попробовал это сделать, и скажу вам, насколько же я был удивлен, кем могут оказаться ваши друзья! Наше главное отношение к людям и к самой жизни очень сильно, хорошо или плохо, влияет на саму нашу жизнь. А потому так важно следить за собой, а значит, и самой жизнью.

Самое лучшее из того, что мы можем привнести в свою жизнь, это плод Духа. С поведением, являющим этот плод, жизнь сильно преобразится. Однако, как мы уже заметили, нельзя просто составить список на следующий год необходимых плодов, наподобие списку дел, запланированных в наступающем году. Здесь не бывает быстрых результатов. Любовь не возникает мгновенно. Для нее, как и для всего нужно время. Нам дана способность здраво смотреть на жизнь, отличать добро от зла. Но даже если мы не можем изменить что-то в жизни своими усилиями, можно изменить свое отношение к происходящему, свои взгляды на радость, даже, если мы не в силах сохранить ее. Доброе человеческое начало, а точнее, наш ветхий человек, «плотский человек», как мы знаем из Писаний, находится на пути обновления. Благодаря силе плоти, у нас постоянно уходит земля из-под ног. Нам остается лишь долготерпеть это, прихватывая кое-что по пути, позволяя себе излишнее. То же самое относится и к кротости, миру и всему остальному.

Но не всё потеряно. Всё теряется лишь тогда, когда мы полагаемся лишь на собственные силы, стараясь действовать по «новогоднему списку». Не всё потеряно, ибо у нас под рукой всегда есть всё необходимое. Да, это слово Божие, желание его и размышление над ним, что я всё время и делаю. А это, как ничто другое, помогает придерживаться верных и здравых взглядов, и помогает лучше, чем можно себе представить. Я говорю обо всем этом лишь потому, что хочу подчеркнуть тот факт, что у нас есть способность и обязанность, ну, а уж если мы знаем их, то можем полагать и начало для правильных взглядов. Во многом это зависит от нас самих. А обращение к слову Божию, подкрепит нас на нашем пути.


Наши взгляды и радость

Притчи Христа в Евангелии от Матфея 13 рассказывают о разных взглядах принятых в Царство Божие людей, и о последствиях этих взглядов. Где-то здесь говорится и о моих взглядах, и о ваших, как последствиях их. Молю Бога, чтобы все мы были «доброй землей», как говорится в первой притче о сеятеле. Чтобы однажды нам всем воссиять, «как солнце, в Царстве Отца», как говорится в притче о пшенице и плевелах. Чтобы нам не оказаться среди плачущих и скрежещущих зубами из-за ужасающих заблуждений во взглядах на Царство Божие.

Я не говорю это, чтобы запугать кого-то с тем, чтобы они поменяли свои взгляды. Это было бы неуместно. Поступать правильно лишь из-за страха сделать что-то не так, как надо, совершенно неверно, даже, если во всем поступаешь правильно! Человек из притчи о талантах, совершил как раз такую ошибку. Вспомните, он боялся Бога, а потому и Бог был для него «человеком жестоким». А разве это так?

Итак, как проверить? Как узнать, добрая ли мы земля или каменистая, пшеница мы или плевелы?

Возможно, вы проверите это притчей о сеятеле методом исключений. Семя, упавшее при дороге, было тут же поклевано, я же в истине уже пять, десять, пятнадцать, двадцать лет…. Значит, это не обо мне. Дальше. Семя, упавшее на каменистые места было принято с радостью, но, не имея корня, после какого-то времени засохло. И опять не обо мне, ведь я в истине пять, десять, пятнадцать, двадцать лет…! Идем дальше. Семя, упавшее в терние. Терние выросло и заглушило семя. Ага! Выросло, взошло! То есть, оно все-таки появилось! Я же в истине пять, десять, пятнадцать, двадцать лет…. И это не может быть обо мне. Остается лишь добрая земля. Итак, «добрая земля» это я!

И все же, я верю, что гораздо духовнее и более здраво действительно верить и соответственно поступать так, как будто мы все являемся доброй землей. Я также считаю, что проверять это стоит более основательно, чем так, как мы обычно делаем. Возможно, именно по этой причине Иисус следом, в Евангелии от Матфея 13, рассказал другою притчу о пшенице и плевелах, чтобы и то и другое росло вместе вплоть до Царства. Эта притча не о раннем удалении так называемых «плевел». Долгое служение не гарантирует желанной награды. А потому опять-таки, всё зависит от наших взглядов и отношений к этим вещам.

Читая 13 главу Евангелия от Матфея, можно заметить, что одни притчи больше, другие короче. Большие притчи Иисус заканчивал описанием отделения праведников от беззаконных. В коротких же, состоящих из одного-двух стихов, вставленных между большими, не упоминаются ни разделение, ни осуждение. Эти краткие вкрапления много говорят о наших взглядах, а это – веская причина для того, почему в них не говорится ни об отделении, ни об осуждении, ибо в них рассказывается лишь об одной человеческой стороне, и эта сторона – правильность взглядов!

В частности, имею в виду притчу о сокрытом на поле сокровище (стих 44) и о драгоценной жемчужине (стихи 45-46). Эти две короткие притчи, много говорят о правильности взглядов.

«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то».

«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее».

И всё. Никакого осуждения. Никакого отделения кого бы то ни было. Нет проигравших, только победители, среди которых мы и хотим оказаться. Не так ли? Одна из этих притч говорит о некоторых верующих (не обо всех!) другая – об оставшейся части. Как я узнал об этом? Да только потому, что здесь показаны два пути нашего прихода к истине. Очевидно, что один наткнулся на сокрытое сокровище, в другой же притче, человек намеренно искал драгоценную жемчужину. Как верующие, все мы подпадаем под одну из этих категорий. Некоторые из нас приходят в истину, не искав ее. Похоже, она сама находит их. Другие ищут. Они рассматривают одну «жемчужину», сравнивают ее с другой (сравнивая одну «истину» с другой), и в один прекрасный день – ура! Вот она!!! И мы продаем (освобождаемся) от всех остальных так называемых «истин», ради обладания этой одной большой и драгоценной.

Насколько же верны эти притчи! В каждой из них существует пробел между поиском и обладанием. Кто-то скажет, что пробел, это настоящее время, время, когда мы стараемся (или нет) освободиться от всей ерунды, мешающей стать обладателем драгоценности в последний день. Так ли это? Не думаю. Полагаю, что здесь говорится о пробеле между поиском и принятием истины. У меня на это ушло два года. Это время переоценки, время избавления от всего, что не нужно для приобретения истины. Это есть в обеих притчах. Время освобождения от того, что более или менее ценно для нас, ради приобретения более желанного и ценного. И только вам хорошо известно, какая из этих притчей говорит о вас.

Итак, чего же добились нашедший сокровище и купец, купивший драгоценную жемчужину, чтобы потом не плакать и не скрежетать зубами? Может быть, они сразу встали на путь, ведущий в Царство? Да, это так! Так в чем же разница? А разница в их взглядах и отношении к найденному. Разница в небольшом слове, «радость», встречающемся в Мф 13,44: «и от радости о нем идет и продает все, что имеет».

Но разве все, слышащие благовестие о Царстве, принимают его с радостью? Возможно. Иисус говорил, что те, у кого семя упало на каменистые места, тоже принимали его с радостью, однако, при возникновении трудностей, быстро отказывались от него. «Похоже, в моей жизни всё и всегда шло хорошо! Бог со мной и сейчас, а значит, ничего не меняется! Но смогу ли я сохранять эту радость, если все вдруг пойдет не так?» И так радость постепенно увядает, а с нею вместе умирает и интерес к истине Божией. Радость пропадает от повседневной жизни в истине.


Вопрос всех верующих

И в этой связи, я спрашиваю, где та радость, с которой вы приняли истину вначале? Где внутреннее озарение, дающее чувство парения? Где чувство успокоения и надежности настоящего и будущего? Желания явления Христова и Царства? Стремление вновь и вновь читать и читать Библию? Необходимость делиться прочитанным с другими? А может горечь пережитых грехов и трудности жизни с годами вытеснили всю эту духовность из вас? Озарения стали не так глубоки и ярко мерцающими, а вас большей частью несет по инерции?

Какую радость испытывает вы, думая о Царстве Божием? Такой ли силы она, как у того, кто продал всё, чтобы купить сокровище, кто точно знал величину и драгоценность жемчужины? Или же эта радость со временем испарилась?

Возможно, у каждого из нас найдется подходящий ответ на подобного рода неприятные вопросы. И все-таки, для правильной оценки, нам необходимо точно знать, что такое радость? Итак, возвращаемся к началу: что имеют в виду Писания, когда в них говорится о радости?

В Писаниях, в Новом Завете, «радость», обычно, это греческое слово «хара» (χαρά), что в свою очередь является корнем других слов, среди которых: «харис» (χάρις, благодать) и «харизма» (χάρισμα, дар благодати, дарование). Какое получается удивительное трио? Радость, благодать, дар благодати! И все взаимосвязаны!


Благовестие великой радости

Для того, чтобы поближе взглянуть на слово «радость», неплохо начать с первых глав Евангелия, ибо всегда причиной великой радости было благовестие о рождении Иисуса. Так Ангел Господень возвестил пастухам в поле «великую радость, которая будет всем людям» (Лк 2,10). Пришедшие с востока волхвы (мудрецы, в современном переводе) также были соучастниками этой радости. (Кстати сказать, о том, что такое настоящая мудрость, в истинном свете, хорошо говорится в Иов 28,28).

Вы помните, что они прибыли в Иерусалим, ведомые звездой Иисуса. После разговора с Иродом, первосвященниками и книжниками, они отправились, как в самое вероятное место рождения, в Вифлеем. «Увидев же звезду, они возрадовались (χαίρω, хайро) радостью (χαρά, хара) весьма великою». Звезда Иисуса чем-то сильно отличалась от всех других звезд, а потому и была легко узнаваема волхвами. Из Евангелия от Матфея видно, что эта звезда временно, по крайней мере, пока волхвы были в Иерусалиме, была им невидима. Нетрудно представить себе, их беспокойство, ведь без нее они могли пойти совсем не в ту сторону! Совершив такое дальнее путешествие, им бы совсем не хотелось не найти Того, Кто был рожден Царем Иудейским, имя, которое для них, несомненно, значило гораздо больше, чем просто «царь иудейский». Волхвам было известно, что это был обетованный Царь, Царь грядущего мира! А потому, по совету первосвященников и книжников, они отправились в Вифлеем. И звезда вновь появилась! И это стало причиной их великой радости. Это была радость от того, что исчезли все сомнения, радость того, что они были на верном пути и, ко всему прочему, радость от того, что они вскоре увидят Младенца, Чье рождение так много значит для всего мира.

Радость волхвов была радостью уверенности и скорого осуществления ожидаемого.

Радость, испытанная волхвами, была именно той, которая является одной из составляющей плода Духа. Χαρά – радость отсутствия сомнений, уверенность в том, что стоишь на правильном пути и радость скорого осуществления ожидаемого. Словом – радость полной уверенности. В этом мире, где нестабильность и неуверенность преследуют каждого, людям просто необходима такая χαρά. Такую радость мы все будем испытывать, если будем любить. Не бывает настоящей радости там, где есть сомнения и заботы. Если мы сомневаемся в том, что стоим на правильном пути в Царство, если не уверены, что будем в нем, какая может быть радость? Если подобное жалкое состояние относится к вам, тогда вам остаются редкие минуты радости, предлагаемые этим миром, что является жалкой и скверной пародией той радости, которой люди маскируют отсутствие настоящих ценностей. А этого не должно быть!

Почему многим верующим бывает так тяжело уверено глядеть в будущее? Похоже, из-за нашего же естества, так как сомнения, которые нужно преодолевать, вошли в нас после проклятия еще в Едеме. Уверенность не приходит сама собой, даже при очевидном изобилии благодати. Мы никогда полностью не бываем уверенны. А так не должно быть. Возможно, это происходит потому, что мы видим полную уверенность окружающих людей, чье вера отличается от нашей? Нам не понятна их самоуверенность. И нам совсем не хочется обманывать самих себя.

Ко всему прочему мы читаем слово Божие, а потому видим какие высокие требования предъявляются к человеку, а в глубине сердца каждый знает, как мы далеки от них. И это также является причиной неуверенности. Все разговоры о стыде, наказании, кромешной тьме, о плаче и скрежете зубов, разве они не являются веской причиной для озабоченности? И все же, почему мы больше внимания уделяем угрозе наказания и стыда, и не смотрим также еще и на благодать, благость, милосердие и прощение, о чем так много написано? И еще надо заметить, что зачастую воскресная проповедь не сильно помогает в этом вопросе, где (зачастую на примере давно минувших дней) проповедуется об опасности этих заблуждений. Я не говорю о том, что проповедники должны оставлять нас в неведении обо всех духовных опасностях, однако мы не должны уходить с собрания с нехорошим чувством, что мы вообще не способны на какое-либо добро. Если такое происходит, надо винить не себя, а проповедника. Подобные недостатки проповеди дают мало уверенности и определенности, так необходимых для нашей радости.


Скорбь на пользу

Очень легко из-за постоянных неудач попасть в штопор вины и уныния и не жить в истине на приемлемом уровне. Чувство недостойности может стать хроническим, постоянным состоянием легкого, а то и сильного отчаяния. А этого надо избегать. Чувство вины и недостойности нужно правильно использовать. Они – боль сердца и тела. Когда рука касается пламени, возникает боль, предупреждающая нас об опасности. Иногда, к счастью очень редко, дети рождаются без чувства боли, и тогда с ними возникают очень серьезные проблемы. Они могут сунуть палец в огонь, и с удовольствием, не чувствуя боли, наблюдать, как он на их глазах превращается в обуглившуюся головешку. Такие дети, как правило, становятся инвалидами, невольно повреждая себя. Помню, как мать одного из таких детей говорила, как было бы хорошо услышать плачь своего упавшего ребенка… плач от боли!

Последствия нечувствительности к боли ужасны. Хотите верьте, хотите нет, но зубная боль хорошая штука, ибо предупреждает, что что-то пошло не так, а потому надо что-то предпринимать по этому поводу. У меня есть зуб с удаленным несколько лет назад нервом, на который мой дантист каждый раз обращает особое внимание, посылая меня на рентген. И все лишь потому, что он может начать гнить, причинив больше хлопот, чем сама зубная боль, и я не буду знать об этом.

Чувство вины и недовольство делают то же самое в наших сердцах, предупреждая, что что-то идет не так, а потому нужно что-то делать. Эти чувства нежелания страданий, на самом деле выполняют хорошую задачу, ведя нас к покаянию, исповеданию и прощению. Такова их работа. Для того они и существуют. Когда они закончат свое дело, эмоциональная боль должна пройти. После курса предназначенного лечения, боль должна прекратиться. Любое чувство вины, остающееся после покаяния и исповедания, уже воображаемо. Его нет в действительности. Это подобно чувству боли уже ампутированной руки или ноги. Нога, отрезанная ниже колена, все еще продолжает болеть, потому что оставшиеся нервные окончания продолжают посылать уже мнимые сигналы в мозг, как будто отрезанная нога все еще продолжает существовать. Наши «нервные окончания» вины могут делать то же самое. Можно признать и «ампутировать» наши грехи, однако застарелое чувство недостойности все еще будет продолжать действовать. Чувство вины не уходит со временем. Возможно, что мы не ощущаем уверенности в своем прощении? Тогда необходимо приложить усилия, чтобы увидеть, что эта боль не настоящая, что ее на самом деле нет. Это – фантом, которого надо гнать прочь. Это ложное послание. Нашей вины уже нет и мы прощены! В Ветхом Завете дается отличный пример опасного заблуждения в существовании вины, убивавшей на корню радость народа Израильского.


«Радость пред Господом - подкрепление для вас»

Во дни Неемии народ Израильский находился в жалком положении, видя себя в грехах и забытым Богом, не ощущая на себе Его благодеяний. Когда книжник Ездра читал книгу закона собравшимся людям, и когда другие знающие люди «и левиты поясняли народу закон», весь народ плакал. Они понимали весь ужас своего падения пред Богом, каждого в отдельности и всех целиком. По мере осознания глубокой пропасти между тем, что они есть и тем, чем должны были быть, перспективы на будущее казались все мрачнее и мрачнее. Народ совершенно ничего не понимал. Ну, почему Ездра и левиты заверяли их, что этот безнадежный плачь совершенно неуместен!? «Не печальтесь и не плачьте, - настаивали они, - потому что весь народ плакал, слушая слова закона» (Неем 8,9).

А теперь обратите особое внимание на дальнейшее.

«И сказал им (Неемия): пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас» (Неем 8,10).

Левиты должны были на самом деле ходить среди народа, призывая его радоваться и не печалиться о прошлом. И народ, в конце концов, понял, что говорят левиты. «До них дошло», а потому, как сказано, они пошли «праздновать с великим веселием». Когда они осознали истину о благодати и милосердии Божием, груз вины и никчемности пал с их душ. А в результате – радость.

По воскресеньям мы нуждаемся в этом больше, чем во времена Неемии. Совсем не нужно, чтобы проповедник, видя ужас на наших лицах, спускался утешать нас! Просто нужно больше внимания уделять не закону Божию, а Его благодати. Раскаяние о грехах необходимо (Израиль тоже сожалел), но постоянное сожаление, постоянное исповедание и желание избавления от них, не продуктивно; более того, оно неверно, ибо говорит о неприятии Божией благодати, об отрицании Его явного желания прощения. К тому же это лишение нас радости. Таким образом, наша любовь становится неполной, ибо в ней не хватает такой необходимой составляющей, как радость. И, что за странное тщеславие думать, что наши грехи гораздо больше и тяжелей, чем мог понести Христос?! Что за глупость?!


Исцеление любого отчаяния

Неемия сказал Израилю приятные слова, что «радость пред Господом - подкрепление для вас». Слово «подкрепление», как в русском, так и в еврейском языках, происходит от однокоренного слова «крепость». Обратили внимание насколько подходит именно это слово в данном случае? Народ буквально только что закончил строительство стены вокруг Иерусалима для укрепления его и своего подкрепления. Однако Неемия говорит, нет, ибо подкреплением для вас, крепостью – является «радость пред Господом». Радость, основанная на уверенности Божией любви и благодати – вот их защита от отчаяния и безнадежности, от возникающего чувства вины. Да и левиты должны были объяснять народу, что именно эта радость была крепостью, защитой от буквальных врагов, находящихся вне городских врат. Бог защищал их, пока они с радостью строили стены под ненавистническим взором своих врагов. Тогда их защищали не стены, а Господь. Но настоящая истина заключалась к тому же еще и в том, что и теперь Господь оставался их Защитником, хотя стены уже и были построены. Народ должен был отбросить все сомнения, понимать и радоваться, даже, несмотря на обвинительный палец закона. Бог, стоило им задуматься об этом, уже проявил Свою благость, защищая их, пока они строили. Это было достаточным доказательством того, что Бог не оставил их. А потому они теперь и могли радоваться, с полной уверенностью уповая на Него. Вот, что было их подкреплением.

То же самое касается и нас. Когда бы вы ни почувствовали тяжесть своих грехов и отверженность, оглянитесь на свою жизнь. У каждого из нас есть свидетельства действия Бога в своей жизни. Задумайтесь об этом. Сделал ли что-либо Бог для вас только потому, что вы были безгрешны? Бог заботился о вас тогда, Он заботится о вас и сегодня. Сожалейте, исповедайтесь и пытайтесь стать лучше. Не наказывайте себя мыслями об отвержении, обратите внимание к любви, благодати и милосердию Божию. Думайте о Его нынешней заботе, зная, что Он и теперь с вами. Пусть это будет вашим укреплением и… радостью.


Радость и печаль

Противоположность радости, конечно же печаль. Ученикам было сказано, что им предстоит пережить оба чувства. В Евангелии от Иоанна 16,20 Иисус сказал ученикам, что вскоре оставит их. Он говорил, когда это произойдет, они восплачут и возрыдают, хотя мир возрадуется (мир иудеев, чьи начальники были рады избавиться от Него). «Вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». Их печаль обратится в радость потому, что они вновь увидят Его, и возрадуется сердце их, «и радости вашей никто не отнимет у вас».

Ученикам предстояло испытать такую радость, которую никто не мог отнять у них – глубокую, внутреннюю радость, вне зависимости от происходящего вокруг, вне зависимости от внешних обстоятельств. Эта радость проистекает из глубоко укоренившегося чувства надежности, от твердого знания того, что несмотря ни на что, нам не о чем беспокоиться, ибо всё идет хорошо. Такая радость возникает лишь благодаря духовному покою, духовной уверенности. И ученикам пришлось познакомиться с ней вскоре после мучительных и мрачных часов неопределенности, последовавших сразу за распятием их Господа. Когда же они узнали, что Иисус жив, то почувствовали необычно удивительное облегчение! От вновь обретенной определенности их сердца возрадовались, а дух просветлел. Они ощущали радость от знания того, что их ожидания, в конце концов, исполнились. В конце концов, они оказались на правильном пути! Христос был жив! И это давало им, таким обыкновенным людям, необыкновенное вдохновение и силы, так необходимые для возникновения Христианства первого столетия.

Таким может быть признак и нашего ощущения, что Христос жив. Это может быть признаком радости ожидания пришествия Царства Божия и возможности быть в нем потому, что Христос сделал и делает для нас. Даже не думайте о том, что вас там не будет! В Послании к Евреям 4,6 это называется непокорностью. Израильтяне, не вошедшие в обетованную землю, не вошли в нее не из-за непокорности каким-то заповедям и учениям, а из-за непокорности Богу. Из-за неверия Ему! Писавший Послание к Евреям говорит, что не надо следовать их примеру.

Радуйтесь, думая о Царстве Божием. Будьте похожи на купца купившего драгоценную жемчужину. Овладейте ее сейчас, чтобы потом лишь восхищаться ею, ее необычайным великолепием! Такое отношение к Царству лучше всего. Такая радость просто необходима при ежедневных проблемах, которые могут изрядно уменьшать наши духовные запасы, тогда как чувство греха и вины могут вообще почти лишить их. Ну, а настоящая духовная радость делает нас почти невосприимчивыми к так называемым «ударам судьбы».


Возвеселитесь!

Вспоминается совет Иакова, данный в его Послании. Все называют Иакова самым практичным из всех Новозаветных писателей, и все-таки он начинает свой совет со следующего: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак 1,2). Это кажется самым непрактичным советом для любого, кто хоть раз впадал в искушение! Но как только начинаешь понимать истинное значение радости, начинаешь понимать и заблуждение этого мнения.

К тому же то, что говорит Иаков звучит относительно мягко, по сравнению со словами Самого Иисуса: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. ВОЗРАДУЙТЕСЬ В ТОТ ДЕНЬ И ВОЗВЕСЕЛИТЕСЬ…» (Лк 6,22-23 – о причинах же этого веселья говорится дальше).

Возрадуйтесь! Возвеселитесь! Именно так, а не потому что «как говорится, почитайте это за радость». Как можно радоваться и веселиться и в то же время пытаться бороться с трудностями? Говорят ли об этом Иаков и Иисус? Да, говорят.

Сам Иисус добавляет к «возвеселитесь» - «ибо велика вам награда на небесах». Иаков, должно быть, помнил слова Иисуса из «нагорной проповеди», ибо в своем Послании он и сам добавляет немного «блаженства»: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак 1,12).

Так почему же, говоря об искушениях и испытании, говорится и о радости? Да потому, что радость является самой лучшей защитой от искушений и испытаний! И радость возникает не только из-за удачно перенесенных искушений и испытаний (хотя и по этой причине тоже). Иаков и Иисус утверждают, что радость должна присутствовать уже при возникновении проблем. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения». Не после того, как они прошли. «Возвеселитесь», когда люди плохо относятся к вам, именно тогда, а не потом, когда всё закончится.

Только так старайтесь преодолеть любые проблемы, пережить любые трудности. Ответом на испытание, или искушение, является фокусирование внимания на радости. Достаньте эту драгоценную жемчужину из ваших небольших запасников, посмотрите на нее с любовью и задумайтесь: «Да, вот почему я продал почти всё. Да, тогда я принял единственно правильное решение. Всё великолепно!» Не запрятывайте эту жемчужину в слишком далекие сейфы памяти, чтобы доставать лишь иногда, например, в минуты «изучения Библии». Ибо, поступая так, можно даже забыть, что она у вас есть! Держите свою жемчужину всегда под рукой, куда бы вы ни шли. В этом-то и состоит тайна приобретения радости и обладания ею.

Всегда помните:

  1. о своей жемчужине (не прячьте ее);

  2. об уверенности (не давайте места сомнениям);

  3. о надежде (не позволяйте своим грехам омрачать благодать);

  4. что «радость пред Господом - подкрепление для вас».

Остались ли какие-то сомнения на сей счет? Несмотря на все сказанное, все еще слабо слышится ноющий голосок: «Как я могу быть вполне уверен в своем будущем? И, конечно же, не переливается ли за край наша уверенность, что мы будем в Царстве Божием? Не слишком ли мы самонадеянны в благодати Божией?» И, кстати сказать, да – мы самонадеянны в некоторых вопросах истины. А как насчет благодати? Не замечать ее? Оставить за бортом? Ограничить? Полагать, что она касается кого угодно, но не меня? Находят ли эти мысли подтверждение в Писаниях? Грешим ли мы? Но разве благодать не для грешников? Может быть, мы просто не можем вместить ее всю? И опять – зачем дана благодать? Совершенным людям благодать не нужна! Единственно, как можно лишиться благодати – отвернуться от нее.

И все-таки до сих пор остается чувство неуверенности? Ах, если б только мы могли взглянуть на себя с небес глазами Бога, мы б могли сказать то же самое, что говорил Ангел, обращаясь к нам всем в начале этой главы. «Покажи на мне знамение во благо», - говорится в одном из псалмов (Пс 85,17 – один из моих любимых псалмов). Таким людям, как Езекия, иногда давались великие и запоминающиеся знамения. А нам…?

Хорошо! Можете ли вы честно признаться, что за всю вашу жизнь в ней никогда не было вдохновляющего знамения от Бога? Уверен, у любого мало-мальски верующего в существование Бога, были такие знамения. Иногда слышу, как кто-то говорит: «Надо делать то-то и так-то, ибо это кажется более духовным». Да, конечно. В нашей жизни всегда присутствует невидимая направляющая, и до тех пор, пока мы не будем сознавать этого, как вообще познать свою безопасность, без сознания которой невозможны ни чувства радости, ни мира? Провидение присутствует и в наши дни, и мы можем наблюдать его в своей жизни. Мы не брошены одни на жизнь без малейшего намека на присутствие Божие.

На минуту задумайтесь над смыслом сказанного в следующем стихе (Мк 11,24): «чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам». В переводе еп. Кассиана это звучит более правильно: «всё, о чем вы молитесь и просите, верьте, что вы получили, - и будет вам». Нелогично? Зачем просить о том, что мы уже получили? И все же задумайтесь: «верьте, что вы получили, - и будет вам»!!! Молитесь так, как будто вы уже это получили – и получите сейчас. Именно в этом-то и состоит настоящая молитва веры. Истинные верующие верят, что Бог всегда давал им необходимое и даст им сейчас. Не важно обычным или чудесным путем, но как-нибудь, да даст!

Возможно, это только и только мои воспоминания. Около пяти лет назад (в 1991 году) я утром опаздывал на службу, чувствуя себя нехорошо от болезни, привязавшейся ко мне последнее время. Я подошел к автобусной остановке как раз тогда, когда, скрываясь за углом, автобус показал свой зад. Я чувствовал себя ужасно, к тому же сознавал, что мне еще предстоит долгое ожидание на улице следующего автобуса. Я уже начал подумывать бросить всё и пойти домой. Как любой человек, в неприятные моменты жизни, я начал молиться. Я молил помочь мне транспортом, или же улучшением здоровья, или вообще чем-нибудь! На половине молитвы я вздрогнул от гудка автомобиля. Открыв глаза, я увидел перед собой крышу какой-то машины. Незнакомый мне человек, но узнавший во мне своего коллегу по работе, сказал: «Давайте я подброшу вас до работы!» А вечером он меня довез и до дома. Он продолжал так делать утром и вечером почти два года – вплоть до своего увольнения.

Совпадение, которое могло произойти с любым? Несколько месяцев назад я серьезно думал об этом. Я шел к автобусной остановке холодным, темным вечером с работы, размышляя, было ли то послано от Бога, в буквальном смысле этого слова? Постепенно я начал сомневаться, а вдруг, действительно, это было всего лишь совпадение, ведь такое происходит и с другими? В задумчивости подойдя к остановке, я вдруг заметил на другой стороне улицы, притормозивший напротив меня автомобиль, в котором находилась знакомая верующая, проезжавшая мимо несвойственным для нее маршрутом. Она заметила меня и подумала, может быть, я буду не против, если она подвезет меня до дома!?

Полагаю, что можно считать оправданным мою веру в то, что мой Ангел дал мне понять, что последний случай было делом его рук!

Уверен, что в жизни каждого из нас происходило нечто, о чем никто не осмелиться сказать, что это происходило без руки Божией. Это подобно тому, как однажды, бродя по округе, наткнуться и зайти в старую деревенскую церквушку, увидеть на аналое, открытую на любимом псалме Библию, именно на том псалме, который всегда вас трогает до глубины души. Со мной такое тоже случалось. Нечто подобное должно происходить со всеми истинными верующими, что-то просто невидимое нам. Может быть наши глаза закрыты? И, как следствие, у нас нет радости. Как я уже говорил в начале этой главы, одно лишь желание слова Божия и размышление над ним не дают нам всей полноты радости. Полная радость приходит тогда, когда мы применяем в жизни прочитанное.

Наша радость приходит от сознания собственной безопасности во Христе. Эта радость – отсутствие сомнений и знание того, что мы на правильном пути.