Глава девятая

Долготерпение (μακροθυμία)


С самого начала я чувствовал, что эта глава будет самой трудной. Долготерпение не нравится никому. В самом слове уже есть что-то отталкивающее. Никто из нас, если можно, не станет долго терпеть. Если уж нам и необходимо пострадать, то пусть это закончится, как можно скорее! В любом случае, такова моя точка зрения.

Очевидно, что наше русское слово, «долготерпение», состоит из двух слов. Греческое слово тоже состоит из «μακρο» и «θυμία». Буквально слово «μακροθυμία» означает «медленный гнев», или же «долгая (затянувшаяся) раздражительность». Иногда оно переводится как «великодушие». И, что раздражает, никогда слова «великодушие, медлить, терпеть» не встречаются там, где говорится о плоде Духа (например, в Послании к Галатам 5). Думаю, что переводчики в данном случае не правы, не делая различия между великодушием, терпением и долготерпением. А разница есть, и важная, ибо одно из них является составляющей плода Духа, другое нет.


Нетерпение Иова

Разница между великодушием и долготерпением в Писаниях лучше всего видна на примере Иова. Иов стал притчей во языцех за свое благодушие (великодушие), но совсем не за долготерпение! И повествование о его жизни является ярким примером того, что Бог подчас делает для того, чтобы человек достиг какой-то недостающей составляющей плода Духа.

Когда Иаков пишет: «Вы слышали о терпении Иова», - он не употребляет слово «μακροθυμία» (долготерпение). Он использует слово «ύπομονή», слово, которое в Новом Завете чаще всего так и переводится, как «терпение». Ничего особенного? Однако особенность все же есть, ибо Иаков вдруг говорит о «терпении» Иова, после того, как в пяти предыдущих стихах четыре раза употребил слово «μακροθυμία» (долготерпение).

Примечательно, пока Иаков говорит о долготерпении, он связывает его с плодами: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго… Долготерпите и вы» (Иак 5,7-8).

Когда же он переключает свое внимание на Иова, он меняет слово. «Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак 5,11).

Логично было бы ожидать, что Иаков использует то же самое слово, однако Дух, двигавший рукой Иакова, решил иначе, и не без оснований! Иаков пытался внушить читателям (нам!), что всем нам необходимо гораздо больше, чем терпение. Потому что «конец от Господа», то есть то, к чему Господь вел Иова через все испытания, было долготерпение. Все испытания, выпавшие на его долю, были даны ему лишь для того, чтобы он мог научиться тому, чего ему не хватало – одной из характерной составляющих любви.

Я не отрицаю, что Иову стоит подражать, или, что его терпение под градом ни с чем несравнимых испытаний не заслуживает одобрений. Однако ему все еще кое-чего не доставало, и этим «кое-чем», думаю, было долготерпение. Некоторые последующие размышления над этим греческим словом пояснят сказанное.

Уильям Баркли в своей замечательной книге «Слова Нового Завета» (William Barclay, 'New Testament Words') говорит о слове «ύπομονή» (терпение), как об «одном из возвышенных слов Нового Завета», ибо оно относится к терпению, особенно, во время испытаний. Так что Иаков избрал это слово в описании Иова совсем не случайно. Слово «ύπομονή» означает не пассивное терпение, не простое ожидание, когда все закончится. Это терпение действенное. Это такое терпение, благодаря которому можно переносить испытания в твердой надежде! Это не тихое, стоическое перенесение обстоятельств, мрачное терпение с крепко сжатыми зубами, ожидание, когда все пройдет и все изменится к лучшему. Это терпение в ожидании лучей скорого рассвета, даже, несмотря на черные тучи, покрывающие весь небосвод.

Так было с Иовом. Он обладал способностью стоять твердо в вере, способностью видеть всю картину целиком, знанием того, что чтобы не происходило, происходит от Бога, Который благ, а значит, и конечный результат происходящего будет благим. Его терпение, его умение учиться терпеть, ничем иным, как «подвигом» не назовешь.

Отметив это, стоит так же сказать и о другом качестве Иова, которое проявляется из его беседы с тремя друзьями. Иов не был уж очень терпеливым, в полном смысле этого слова. Он не был терпелив со своими друзьями. Временами он раздражается из-за их неспособности понять и посочувствовать его положению. Так за что винить его в данной ситуации? «И с вами умрет мудрость! И у меня [есть] сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?» Он называл их «жалкими утешителями», и спрашивал, когда же они закончат попусту болтать!?

Он не был терпелив, не так ли? Он не был терпеливым, когда дело касалось несколько иного вида терпения - «μακροθυμία» (долготерпения). Он не был «медлен на гнев». Его недостатком в поведении с друзьями, было отсутствие сдержанности. Совсем не трудно понять, почему Иаков не приписывает Иову долготерпение, выбирая для его описания совсем другое слово. И все-таки, в конце концов, Иов научился долготерпению. Под конец, вместо того, чтоб «угрызать» друзей, он за них молится. Интересно, что Иаков, продолжая размышлять о молитве, говорит: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится» (Иак 5,13). А этот стих следует почти сразу за упоминанием Иова (ст 11), после предупреждения не клясться во зло, к чему так склонны все нетерпеливые, чьи слова и дела бывают так сильно необдуманны.


«Не клянись вовсе»

Первоначально, когда клялись, имя Бога, или имя Иисуса произносилось «в суе». Оно произносилось не для прославления, а для того, чтобы придать вес сказанному. Словам «клятвы» не придавалось особенного значения, а это не только суесловие, но и бесчестит Бога, ибо человек призывает Его имя только для того, чтобы придать вес своим словам и подчеркнуть свои чувства. Иисус говорил нам, чтобы мы вовсе не клялись, чтобы не ручались за то, что можем и не исполнить. Не привыкать клясться, не подчеркивать сказанное нами! В наши дни это так распространено! Ныне при «клятве» не упоминают ни Бога, ни Иисуса, но обязательно вставляют какое-нибудь словцо, чтобы подчеркнуть, насколько «важно» сказанное, а заодно, и как «важен» говорящий. Впрочем, многие и ныне произносят всуе имена Бога и Иисуса!

Ко всему прочему надо отметить, что в жизни можно услышать множество выражений, где вместо упоминаний Бога и Иисуса, чаще бездумно, употребляется нецензурная лексика. Такие выражения, как «Боже мой!», «с Богом», «да поможет вам Бог», «ради Христа», «Боже милостивый» - частенько можно услышать. И чаще всего, даже такие выражения подменяются матом. Однако не стоит отчаиваться от того, что вы вдруг поняли, что многие годы повторяли что-то подобное! Грех неведения не извиним, однако, вполне простим. По закону Моисееву за грех неведения можно было принести жертвоприношение. Ни у кого не может возникнуть серьезных сомнений в том, что что-то похожее на жертвоприношение существует и при первосвященстве Христа.

Часто говорят, что мат скрывает недостаток словарного запаса, однако, проблема гораздо глубже. Если бы матерились только те, кому не хватает слов, тогда образованные люди не матерились бы вообще. Вам же, как и мне, хорошо известно, что они употребляют «острые слова и выражения» иногда чаще и более «умело», чем необразованные. Обычно, то, что не хватает привыкшим использовать ненормативную лексику не словарный запас, а неумение выразить словами свои чувства. Люди чувствуют, что для выражения огорчения, или же счастья, нужно вставить «крепкое словцо». Таков их эмоциональный словарь! Они хотят и должны быть услышаны! Когда верующий начинает привыкать к подобным словам и выражениям – это явный признак того, что ему следует научиться выражать свои чувства нормальным языком. Надеюсь, вы не думаете, что люди уделят вам больше внимания только потому, что вы употребляете «замысловатые выражения»? Если ваш гнев выражается только матом и никак иначе, если вы иначе не можете выразить свои мысли и эмоции – вполне возможно, это признак того, что вы подавляете свой гнев и ярость? (Через минуту поговорим и об этом).

Само собой, резкие слова и выражения часто вырываются случайно. Это – как простуда, как болезнь общества. Люди говорят так потому, что все вокруг так говорят. Очень трудно на работе, в школе, в институте, или дома не заразиться и не использовать ту же самую лексику, что и окружающие. Средства массовой информации тоже подливают масло в огонь. Однако верующим нужно противостоять этому. Совсем не нужно становиться ханжой, или же всеми силами сторониться окружающих. Клятвы, крепкие слова и выражения всегда были, есть и будут. И причины для верующих не поступать «как все» всегда остаются теми же. Во-первых, и самое главное, это неугодно Богу и бесчестит Его. Во-вторых, это грубо и часто прямо говорит о половой близости и определенных членах тела. Ко всему прочему – это признак эмоциональной незрелости. Это может говорить о неспособности выразить сильные чувства другим путем. Например, совсем не стоит клясться, чтобы показать людям свое отношение к чему-либо, ибо такие клятвы иногда называются «присягой», а значит, и обязывают. Очень часто, подобные «присяги» приносятся, чтобы подчеркнуть свое отношение к парню, или девушке, что ставит их, таким образом, в неловкое положение. Верующий обязан угождать Богу, прославлять Его, не загрязняя своей речи. Он должен быть эмоционально сдержан и не хулить Бога. Только глупец может сказать, что верующий, воздерживающийся от крепких слов и клятв, ханжа, или затворник. На самом деле верующему до всего есть дело. А потому и его жизнь лучше, богаче других. Клятвы, крепкие слова и выражения, как иногда можно услышать, «свойственны людям». Да, свойственны, но не верующим.


Медлен на гнев - не без гнева

Теперь мы знаем, что «долготерпение» означает «долгий, или же медленный на гнев», а значит можем понять, что из себя представляет эта составляющая духовного плода. Сам Бог долготерпелив (Неем 9,17), а потому и Его чадам неплохо обладать такими же качествами. Кстати сказать, это греческое слово, переводимое как «терпение» (ύπομονή), никогда не встречается вместе со словом «Бог», так как Ему не свойственно терпеть то же самое и так же, что приходиться терпеть нам. Ему свойственно «долготерпение». Апостол Петр говорит об этом, когда пишет о временах Ноя «…ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет 3,20).

Долготерпение – качество Бога, за которое мы должны быть Ему особенно благодарны. Петр во втором Послании, так и пишет: «долготерпение Господа нашего почитайте спасением». Ежедневно Ему приходиться переносить наши прегрешения. Он сдерживает Себя и не поступает с нами так, как мы того заслуживаем. Во времена Ноя Он легко мог вознести Ноя и его семью, чтобы затем, после потопа, опустить их всех уже на сухую землю. Вместо этого Он ждал долгие годы, ждал, пока Ной строил ковчег и проповедовал миру правду в надежде спасения как можно большего числа людей. А если учесть, что Бог предвидел, что с Ноем спасутся всего лишь семь, самых близких ему людей, то это значит, что Он ожидал, пока «созреют» и эти семеро!

Бог остается точно таким же и в наши, последние дни. Он ждет, пока продолжается благовестие. Однако Его ожидание не вечно. Его долготерпению придет конец. Медленность на гнев не означает отсутствие гнева. Бог, в конце концов, обрушит Свой гнев на безбожный мир. Потоп пришел точно так же, как придет суд и этому миру, как о том говорит Петр во втором Послании (2Пет 3,6-7).

Хотя и в меньшей степени, но долготерпение касается и верующих. Только Богу принадлежит право очищать мир от всякой мерзости (Ему возмездие, не нам), всем же нам нужно иметь в виду, что любому долготерпению приходит конец.

Невозможно жить и не испытывать иногда гнева. Главное в том, как мы выражаем это чувство, и по какому поводу гневаемся.

Множество психологических травм происходят от невыраженного, подавленного в себе гнева. Психологи, имея дело с эмоционально неустойчивыми людьми, часто находят причину их состояния в прошлом, в их сдержанности. Скрытая проблема постепенно вылезает наружу. Необходимо сознавать свой гнев, но давать ему выход все-таки следует надлежащим образом. Нельзя выражать его так, чтобы это причиняло вред другим. Не думаю, что эту мысль нужно подкреплять цитатами из Писаний.

Напротив долготерпения находится несдержанность. Несдержанность – неприемлемый вид гнева. Любой живущий с ненавистью внутри, носит в себе бомбу замедленного действия. Такой человек приносит себе гораздо больше вреда (не говорю об отсутствии друзей и повышенном кровяном давлении). Такие люди находятся в глубокой духовной беде. Ничто так сильно не отражается на любви, чем несдержанность. Несдержанность на язык, вспышки ярости никогда не приводят к любви.


Библейская психология

Однако вернемся к нашей теме, что нам все-таки необходимо гневаться. Очевидно, что долготерпение это медленность на гнев, сдерживание его, но далеко не полное отсутствие гнева. Не говорю о том, что, когда что-то выводит нас из себя, нужно тратить время на подавление медленно закипающего гнева в себе. Не стоит уподобляться человеку, медленно считающему до десяти, а потом бьющему в челюсть! Нам нужна не отсрочка гнева, а полное его подавление. Нельзя вовсе не обращать внимания на гнев или подавлять его. Необходимо либо осмысленное выражение гнева, либо полное подавление его.

Что касается гнева, то Библия и современная психология, в общем, согласны во взглядах друг с другом. Согласны во многом. Впрочем, нас не должно удивлять то, что профессора, изучающие деятельность человеческого мозга, подчас приходят к тем же выводам, что и Бог, создавший этот мозг. Было бы гораздо удивительней, если бы они ни в чем и никогда не соглашались друг с другом. Верующим не стоит шарахаться от психологии, как от чего-то близкого к колдовству! Наоборот, к психологии следует относиться как к любой другой науке, беря от нее все нужное и полезное, отбрасывая ненужное.

Также не стоит забывать, что до того, как психология стала наукой, а стала она ею не так уж давно, она находилась в ведомости церкви. Слово «психико» происходит от греческого слова, известного любому серьезному верующему, которое переводится как «душа». А приводить в порядок душу во все времена было уделом церкви. Недавний расцвет психологии как науки, не должен вызывать подозрение ко всем «изучающим души», как не стоит забывать и о том, что психология все еще остается в ведомости церкви.

Успехи Христианской психологии в последнее время феноменальны, хотя и вполне ожидаемы, поскольку многие психологи начали приближаться к мудрости Писаний. Многие Христианские работы основываются и держатся на изысканиях Христианских психологов. Приятно сознавать, что психология в данном случае, основывается на Библии, а не Библия подгоняет психологию под свои собственные теории. Библия утверждает, что: «веселое сердце благотворно, как врачевство» (Пр 17,22) и «каковы мысли в душе его (человека), таков и он» (Пр 23,7). И эти утверждения точны с психологической точки зрения, давая общее представление о здоровье и жизни человека. В действительности некоторые психологи в своей работе находят подтверждение тому, что написано в Библии. То же самое можем делать и мы! Можно сказать, что мысль о том, как думает человек, таков он и есть, вполне очевидна, однако то, что «очевидно» не всегда очевидно для всех, ибо оно становится «очевидным» лишь после того, как кто-нибудь назовет это очевидным. Писания изобилует подобными истинами.

Давайте посмотрим на так сказать «очевидные» места, где Библия говорит о гневе.

«Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Пр 29,11).

«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф 4,26).

«Всякий человек да будет… медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак 1,19-20).

Глядя на эти стихи видно, что Библия не утешает нас, когда мы позволяем гневу властвовать над нами. Не стоит обманывать себя. Мысли о том, что лучше дать волю гневу, не закупоривая его, чужды Библии. Для неподобающего поведения нет извинений – именно так говорят о мысли дать волю гневу. Как бы мы ни пытались найти себе оправданий, Библия против неумения сдерживать себя. Во второй части Пр 29,11 говорится, что «мудрый сдерживает» гнев. Гнев подобен дикому необузданному мустангу, который хочет вырваться, фыркая и роя землю. Задача же хозяина, успокоить, сдержать его. Мудрый умеет обуздывать гнев. Как? Давайте посмотрим.

Самое легкое – согрешить: излить гнев на другого словесно, а то и физически. Или начать ненавидеть, злобясь и клокоча внутри. Можно даже решить, что иначе просто нельзя. Но ведь это не так! У нас всегда есть выбор, как поступить и что чувствовать. Когда мы теряем самообладание, то делаем выбор в пользу неприемлемого выхода гнева, выбор в пользу привычного. И в этом случае не нужно прилагать никаких усилий, хотя есть и лучший путь, о котором мы и поговорим.

Солнце не должно заходить во гневе нашем. Это самый лучший совет, который можно получить. Было б хорошо, если бы мы гневались не больше одного дня! Что бы ни случилось, всё должно проходить, забываться прежде, чем мы положим голову на подушку! Гнев не должен продолжаться долго, не должен становиться скрытой ненавистью. И тогда не придется подавлять его, скрывать, живя в ожидании выхода его, тем самым зарождая в себе либо скрытую вину, либо неврастению, либо еще какую-нибудь болезнь психики. Скорейшее освобождение от гнева – важный шаг на духовном пути, эмоционального и психического здоровья. Но как уследить за этим? Поговорим и об этом.

В третьей, из перечисленных выше цитат, Иаков говорит о необходимости долготерпения, «ибо гнев человека не творит правды Божией». А нам всем так важно хоть что-то творить по правде Божией, не так ли? Ибо, если помните, одним из главных для верующих должно быть поиск «прежде Царства Божия и правды Его». Если мы поступаем так, то отпадает забота обо всём необходимом для жизни, так как это всё прилагается (о чем мы и говорили в первой главе, Мф 6,33). Если же мы даем волю гневу (ругани, или кулакам!), или позволяем обладать ему нами (клокотание внутри), то забываем о правде Божией, а, следовательно, и о любых мыслях, которые могли бы возникать о Боге и о том, что нам действительно необходимо.

Если нет всего лишь одной составляющей плода Духа, долготерпения, это может оказать явно отрицательное влияние на жизнь! Но пусть вас это не пугает, пусть это станет побудительной причиной, ведь лучшим побуждением является страх, что так же относится и к любому проявлению гнева. Если нас что-то волнует, и мы хотим этим чем-то заняться, то для этого нужна уважительная побудительная причина. Так что, в этом смысле, гнев даже иногда полезен. Но только иногда! Пользуйтесь им, не позволяя ему пользоваться собой. Хотя, самое лучшее средство избавиться от гнева – сдержанность. Библия предоставляет для этого простое, эффективное и даже, если пользоваться постоянно, приятное средство. Мы поговорим об этом подольше после того, как обсудим причину возникновения гнева.


Гнев – реакция на потерю чего-то

Почему появляется гнев? Если вы задумаетесь об этом, уверен, что согласитесь с тем, что это всегда связано с какой-то потерей. Подумайте над следующими примерами.

  1. ПОТЕРЯ чувства безопасности (гнев на несправедливость).

  2. ПОТЕРЯ от воровства.

  3. ПОТЕРЯ по собственной неосторожности.

  4. ПОТЕРЯ по собственной глупости.

  5. ПОТЕРЯ здоровья.

  6. ПОТЕРЯ любимого человека.

  7. ПОТЕРЯ отношений с кем-то.

  8. ПОТЕРЯ получения удовольствия.

  9. ПОТЕРЯ самоуважения от потери уважения других.

  10. ПОТЕРЯ самоуважения из-за грехов.

Похоже, что гнев всегда является причиной потери чего-либо. Чтобы не гневаться, необходимо вернуться назад к чему-то, или к кому-то, а иногда даже к Богу, даже, если мы до конца не сознаем свои ощущения, или не можем правильно выразить свои чувства.

Впервые слово гнев встречается в Писании, когда Исав разгневался на своего брата Иакова из-за потери права первородства (Быт 27,45). Гнев Исава, очевидно, для него не творил правды Божией! Он ощущал себя обманутым в обладании отцовским имением и, возможно, славы. Единственной его мыслью была мысль о мести. Солнце много раз заходило во гневе его….

Впервые в Писаниях слово «прогневаться» встречается в Быт 4,5-6 (переведено, «огорчаться») и связано опять-таки с братом! На этот раз, когда Каин прогневался на Авеля. Каин потерял себя пред лицом Божиим, ибо не так принес жертвоприношение. Каин хотел сделать по-своему, а потому и был отвергнут, а потому и прогневался на своего брата, сделавшего все так, как нужно. Это – одна из странностей возникновения гнева, не так ли? Ведь именно так мы иногда реагируем на предполагаемую обиду, направляя свой гнев на ни в чем неповинного ближнего, в особенности, когда обидчик сильнее, или правее нас! У человека сложился неудачный день на работе. Настоящая причина его неудач – начальник, однако всё накопленное за день он срывает на своих детях. Когда что-то не ладится, мы ощущаем раздражение к тем, у кого, как кажется, все идет лучше, чем у нас (хотя, может быть, что это только кажется!?)

Если вы еще раз посмотрите на список потерь, которые вызывают гнев, то заметите, что каждая из них упоминается в самом начале первой главы. И это не подстроено. Я это понял лишь тогда, когда составлял список вновь. В первом списке, если помните, перечислялись десять составляющих, которые в сумме для многих людей, являются признаком полной и интересной жизни. Также говорилось, что в действительности ни у кого нет в полной мере всего этого и, что это лучше, чем, если бы все это было. Все, что необходимо человеку, так это его духовная жизнь, а все остальное приложится само собой. Для того же, чтобы испытать нашу духовность, мы испытываемся именно в том, что нам из этого списка недостает (или утеряно). Когда же это случается, а это случается обязательно, самой худшей реакцией является проявление гнева, когда гнев – самая вероятная реакция!

Из всего этого я пришел к неизбежному заключению – когда бы верующий ни гневался, он на самом деле гневается на Бога, на то, что Он делает в его жизни! Гнев рождается при определенных обстоятельствах, как правило, когда что-то теряют, когда Бог забирает у них что-то. А это значит, что чувство гнева является чувством недовольства Богом. Это может проявляться и косвенно, ибо можно сказать, что наш гнев направлен на нагрубившего нам, или оскорбившего нас человека, однако, это все так же остается недовольством Тем, Кто все содействует к нашему же благу. Мысль та, что нам следует не роптать на Бога, а благодарить и восхвалять Его!


Растение жизни

Помните, что произошло с Ионой? Он сильно огорчился и был раздражен тем, что его понуждали проповедовать в Ниневии. Он не хотел проповедовать им, ибо его народ, Израиль, видел в Ниневии угрозу для себя. Израильтянам было гораздо приятней, если бы Бог уничтожил Ниневию за ее беззакония. Сама мысль пророка обратить их от злых путей и получить благословения Божии, не вмещалась в голове Израильтянина, а несчастный Иона был пророком Израильским! В глазах сограждан он должен был выглядеть предателем, заигрывающим с врагами. Именно поэтому он сел на корабль, плывущий куда угодно, но только не в Ниневию. И тут вмешался Бог, Который запросто сделал так, что Иона оказался за бортом, поглощенный огромной рыбиной. Рыбина доставила его на берег, и сопротивляющийся пророк, наконец-то осознал, что ему не избежать проповедовать этому народу. Но беда не приходит одна! Народ Ниневии послушал его, и покаялся! Его худшие ожидания исполнились!

«Иона сильно огорчился этим и был раздражен» (Иона 4,1).

Писание не выбирает здесь выражений. Иона даже просит забрать его душу, ибо опасается, что больше не найдет своего места среди Израильтян. Для него благословение Ниневии было немыслимо.

«И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно» (Иона 4,4)?

Ничего не написано о том, что ответил Иона. Сказано только, что он разобиженный вышел из города. Все люди, о которых написано в Библии, так естественны… и эта естественность особенно видна, когда они предпочитают действовать по-своему, в обиде на всё и вся!

Но Бог произрастил над Ионой растение, спасающее его от жаркого солнца, которому он весьма обрадовался. На мгновение остановимся здесь и задумаемся о долготерпении Божием! Иногда мы слышим, что ветхозаветный Бог, Бог ревнитель, Бог изливающий ярость, короче, не такой Бог, как в Новом Завете. Некоторые, даже полагают, что это два разных Бога! А это не так. Во всех Писаниях это один и тот же любящий Бог, долготерпение Которого особенно хорошо видно в Ветхом Завете и, в частности в том, как Он поступал с Ионой.

И все же Бог устроил так, что червь подточил растение, оно засохло, и Иона потерял возможность укрываться тенью. Более того! Бог устроил так, что на следующий день жара стала нестерпима, а потому Иона снова сильно огорчился. И вот тогда-то, Бог снова спросил его: «Неужели так сильно огорчился ты…» (Иона 4,9)?

Бог устроил тень Ионе от растения, чтобы он имел возможность насладиться ею и задуматься о том положении, в котором оказался, подумать, из-за чего он огорчен и… приди в себя. Растение было очевидным признаком заботы Бога о Ионе. Если бы Иона только мог осознать это, он бы понял, что всё это было сделано без его участия. Зачем ему нужно было бояться за свою душу, когда было видно, что Божие провидение защищает его? Гораздо лучше для него было бы не пережевывать вновь и вновь свое недовольство, а возрадоваться о спасении Ниневии.

У всех верующих есть напоминание о происшествии с Ионой. Иона, сам того не ведая, своей жизнью явил небольшую притчу для всех огорченных, гневающихся (и не замечающих этого?) верующих. Всем нам знакомо, как Бог создает для нас растение, прикрывающее и дающее нам смысл и радость жизни. Необходимо понимать, что это исходит от Бога. Нужно быть благодарным Ему, а не принимать это за подарок судьбы. Если понимать, что всё исходит от Бога, тогда не о чем беспокоиться, не о чем заботиться – остается только полагаться на Него. Не нужно раздражаться и кипятиться, как Иона. Если уж мы решились идти сквозь жизненные неурядицы в пакибытие, не стоит сомневаться, что Бог позаботится о нас не только в веке грядущем, но и в нынешнем.

Если искренне верить, что Бог следит за всем, что у нас происходит, тогда можно перестать беспокоиться о любых потерях. Ведь всё в Его руках. А потому Он может в любое время послать «червя», который быстро пожрет растение, в тени которого мы устроились. К тому же Он может не только удалить тень от нас, но и сделать день гораздо жарче и невыносимей! И не из-за жестокости и удовольствия понаблюдать, как мы потеем и стараемся выжить, а для нашей же собственной выгоды. Ему угодно, чтобы мы научились верить Ему. Если мы все еще никак не можем научиться во всем полагаться на Бога в повседневной жизни, если мы никак не можем понять, что верующим «все содействует ко благу», Бог может устроить в жизни нечто такое, что поможет нам встряхнуться и по-настоящему осознать все это. Сомневаюсь, что многие из нас замечают, что все происходящее в руке Божией, ибо, кажется, что наоборот, многое происходит без участия Его! Всегда что-то теряется, и, если не задумываться об этом, то неизбежно возникает огорчение, а то и гнев. Но разве это хорошо? Конечно, нет! «Гнев человека не творит правды Божией». Бог, испытывая нас, пытается насадить Свою правду. Наш же гнев препятствует этому. Хорошо бы научиться долготерпению, дабы мы могли, со временем, смягчать свой гнев и полностью вверяться Богу. Как этому научиться? Наконец-то пришло время узнать на удивление простой ответ на этот вопрос.


Простой ответ

Так в чем же состоит тайна предотвращения возникновения гнева? Что лежит в основе долготерпения и делает его возможным? На самом деле все очень просто, это – самая главная из всех составляющих Христианской любви. Она усмиряет любое чувство гнева, начиная от внезапного приступа ярости, до давно скрытого чувства горечи, подтачивающего изнутри, когда даже и не помнишь причину его возникновения. Кто-то очень мудро заметил:

«Простить – значит освободить обвиняемого, и осознать, что этим обвиняемым был ты».

Как не гневаться, не огорчаться, а значит, и долготерпеть? Все очень просто – прощать! Да, конечно, все мы знаем об этом, как о главной основе Христианства! Но насколько крепко вы это усвоили, и как применяете это в жизни?

Прощать легко. Прощать может любой. Для этого ведь ничего не нужно! Ах, если б только на самом деле всё было так просто! Если б только все понимали и вели себя так, как нужно себя вести! Ведь нет человека, который бы не знал, как нужно себя вести! И, что важно, это необходимо для нашего же собственного психического и, даже, физического здоровья! Но, даже если, мы не прощаем, ради своего психического и физического здоровья, прощать нужно ради здоровья духовного. А будет здоровье духовное, будет и все остальное. Это – закон! Это всегда так. Когда мы говорим об «одном только нужном», подразумевается, что все остальное приложится.

Если мы не прощаем других, то хуже нам же самим. Во-первых, это осложняет наши отношения с Богом, ибо «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6,15). Ничего нет хуже, остаться непрощенным, остаться вне Царства! Не стоит заблуждаться на сей счет.

Во-вторых, непрощение других вызывает внутри нас некую неустроенность, что отражается на здоровье. Психологам хорошо известно, что многие проблемы человека, возникшие в детстве или юности, связаны с прощением. Причины последующих психических расстройств очень часто скрыты глубоко внутри, а подчас и в неведомом гневе, или огорчении, причиненном ненароком любимыми родителями, учителями, старшими братьями или сестрами. Огорчение от непрощения бродит годами. И как с этим справиться? Конечно, простить. Не обязательно идти к огорчившему вас человеку, ибо его уже может и не быть в живых, или он далеко от вас, просто вспомните о нем, о том, что он, как вы думаете, сделал вам, и от всего сердца простите его. Когда вас что-то беспокоит, беспокоит неосознанно, повнимательнее загляните в свое прошлое, уверен, что вы там обнаружите причину вашего беспокойства, и что эта причина кроется в непрощении.

Прощайте всех и всё. Ничего не имейте против кого бы то ни было. Даже против того, кто не прощает вас, даже, если кто-то явно настроен против вас. Прощайте! «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф 5,44-45). Будьте как Бог долготерпеливы. Обращайте любую причину для гнева или огорчения, в причину для прощения.

Прощать нужно учиться. Как всё, что не проистекает из нас естественным путем, прощению нужно учиться до тех пор, пока оно не станет привычкой. Вспыльчивый по каждому поводу и ничего не могущий с собой поделать, когда говорит: «Уж, такой я есть!» - фактически признает, что привык поступать так. Для приобретения этой привычки, возможно, потребовались долгие годы пестования в себе злобы и недовольства, потребовалось множество времени, чтобы научиться плохому, научиться грешить. Чему-то научиться за один день невозможно, а потому пред нами всегда лежит выбор – чему учиться, какую новую привычку приобрести?

Чем больше учишься прощать, тем легче это становится делать. Начните с мелких ежедневных происшествий, таких, например, как мысленного прощения влезшего перед вами в очередь. Не высказывайте ему все, что вы о нем думает, а просто простите его. Прощайте, успокаивая себя, улучайте моменты учиться прощать. Пусть прощение станет главной, характеризующей вас чертой. Со временем вы также научитесь проявлять свой гнев, не пряча и подавляя его, а здраво и положительно. Загляните в свою память. Есть ли у вас что-то против кого-нибудь? Какое-то недовольство, какое-нибудь смутное горькое чувство, острое или слабое, против врага или друга, против соседа или коллеги по работе, против члена семьи или просто знакомого? ПРОСТИТЕ ИХ. Освободите себя от пут гнева, огорчения и непрощения. Ведь это не их путы, а ваши.


«Прощение» Бога

Мы можем даже, в некотором смысле, прощать Бога. Мы можем гневаться на Него, иногда даже не сознавая этого. Наше огорчение из-за сложившихся обстоятельств, на самом деле, как я говорил, является недовольством Тем, Кто устроил их. Можно ощущать, что жизнь Христианина неразумно требовательна, что Бог требует от нас слишком много несуразного и никому ненужного. Мы не можем так жить, а кто виноват? Конечно, Бог. Можно, конечно, так прямо и не говорить. Огорчение Ионы, вероятно, было именно по той же самой причине, а поэтому он и не спрашивал Бога, за что ему все это? Если мы сознаем в себе, хотя бы намек на подобные чувства, необходимо взглянуть на свою жизнь с другой точки зрения – с точки зрения Бога. Прощение становится гораздо легче, когда влезаешь в шкуру другого. Во многих случаях это заставляет понять (и уж, конечно, в случае с Богом) что прощать, в общем-то, было и нечего. Просто мы неверно оценили положение, не увидели полной картины происходящего. Сказать по правде, вины других, в том, что они поступают не так, как нужно, нет. Это мы неправильно реагируем на их поступки. Богу угодно, чтобы мы полностью верили Ему, а потому иногда Он причиняет нам боль, чтобы мы поняли это (как в случае с Ионой, когда он лишился тени). Так что не стоит гневаться на Бога. Лучше научиться прощать и верить в милосердие Божие, а не катиться бездумно к очевидной гибели. Глупо и в корне неверно обижаться на Бога.


Прощение себя

Возможно, что самое трудное научиться прощать самого себя. Всем известно, что часто мы злимся на самих себя и злимся гораздо сильнее, чем на других. Похоже, мы считаем, что принадлежим самим себе, а потому и поступаем с собой как нашей душеньке угодно. Мы не вредим другим, а, значит, всё нормально. Не так! Вспомните, когда последовали Христу, мы были куплены дорогой ценой, а, следовательно, стали должниками. Ко всему прочему, мы должны любить своего ближнего, как самого себя. Писания также утверждают, что нам необходимо в меру уважать и любить самих себя, и что в этом нет ничего плохого.

Суть любви состоит в том, что надо любить ближнего, как самого себя (Мф 19,19). Часто говорят (я, по крайней мере), что если бы мы любили ближних, как самих себя, жить было б сложно! Хотелось бы знать, сколько же из нас, молясь о прощении греха, чувствовали, несмотря на искренность молитвы, что остались не прощенными. Откуда такое чувство, что Бог не простил? Разве Бог в Своем слове говорит, что, когда мы со всей искренностью просим Его простить нас, Он отказывает нам в прощении? Где говорится о каких бы то ни было ограничениях в прощении? «Ты делал это вот уже несколько раз, и Я прощал тебя. Сколько можно? Хватит!» Когда вы ощущаете, что не были прощены, даже после чистосердечного раскаяния и сердечной молитвы, то, возможно, вы не до конца верите во всепрощение Божие, или же сами не можете простить себя?! Вы всё еще злитесь на себя. Вы видите свое воображаемое «совершенное я» навеки запятнанным, а потому и никуда не годным? И не можете простить себя!

Но разве мы больше Бога, если не можем согласиться с тем, что Ему угодно? Нам действительно необходимо быть долготерпеливыми к самим себе и, в особенности, к другим. Если постоянно злиться на себя, быть недовольным собой, наше отношение к ближнему никогда в корне не изменится. По крайней мере, мы не сможем сохранять его долго. Со временем все стихает, и мы постепенно возвращаемся в свое обычное состояние горечи. Как говорится в Писании: «Каковы мысли в душе человека, таков и он».

Проще относитесь к себе, иначе не получится проще относиться к другим. Вы не можете отдать того, чего у вас нет. Вы можете хорошо разыграть любовь к ближнему, ненавидя самого себя. Но смею вас уверить, что вы, таким образом, созидаете для себя огромную массу эмоциональных и физических проблем, которая однажды прорвется. И это, я бы сказал, неизбежно!

Трудность состоит еще и в том, что некоторые места в Писаниях подпитывают наше желание обвинять самих себя. Возможно, при чтении таких мест мы излишне самокритичны? И все же я бы заметил, что большинство из таких стихов обращены не к покаявшимся и сокрушенным людям, а к гордым и жестоковыйным. Всё это, в данном случае, написано не для нас! Впрочем, иногда мы просто недопонимаем написанного. Взять, к примеру, 1Ин 3,20: «Ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все».

В следующий раз при чтение этого стиха не говорите себе: «О, нет! Если мое сердце осуждает меня, Бог больше моего сердца, а значит и осуждает сильнее. Он все знает, значит, Он знает лучше меня, насколько я плох!» Лучше скажите: «Если мое сердце обвиняет меня, Бог гораздо сердечней и человечней меня, а потому все видит и понимает». Таково настоящее значение. Загляните почти в любой альтернативный перевод и вы поймете, что я имею в виду. Мы иногда забываем, что Бог есть любовь. Он – άγάπη, и обладает далеко не малым плодом Духа. Он намного долготерпеливей, чем можно себе представить.

Мы часто несправедливо жестоки к себе и несправедливо думаем, что Бог жёстче нас. Это не значит, что Он сквозь пальцы смотрит на наши грехопадения, просто Он лучше слышит наши признания о грехопадениях, чем можно представить. Что же хочу сказать? Разве относясь к себе строже, чем необходимо, забывая думать о прощении Божием и чистой совести, у нас увеличиваются шансы войти в Царство Божие? Думаем ли мы на самом деле, что Богу угодны наши сомнения в Нем и данных нам надеждах?! Такое дырявое покрывало любви должно быть отвратительно Богу.

Нам никогда не стать обладателями плода Духа во всей его полноте, пока не научимся долготерпеть и прощать самих себя. Не будет долготерпения к себе, не будет ничего. Не будет долготерпения к себе, не будет ни радости, ни мира. Все составляющие плода, как вы заметили, взаимосвязаны, переплетены и проникают друг в друга. Недостаток одной составляющей неизбежно влечет за собой повреждения в других частях. В конце книги мы посмотрим, как все составляющие плода, образуют настоящего Христианина (человека подобного Христу) где будет дан ответ на головоломный вопрос, как жить по-христиански? По меньшей мере, теоретически. Ну, а поведение зависит только от нас.