Глава одиннадцатая

Милосердие (άγαθωσύνη, благость)


МИЛОСЕРДИЕ очень похоже на доброту. Оба слова маловыразительны и вряд ли заслуживают, чтобы на них тратить время. Похоже, они относятся к той категории понятий, которую настоящий духовно верующий оставляет вместе с духовным словесным молоком. Слова благость и милосердие выглядят слишком архаично и старомодно и не вызывают в нас должного отклика. Мы думаем, что их скорее можно услышать от очень пожилых и добродушно улыбающихся интеллигентов (против которых, кстати, я не имею ничего против!) Молодые и просто взрослые люди не так уж много говорят о милосердии. Если назвать кого-то «милосердным», или «благим», то человек может подумать, что его считают «блаженным», а потому может и обидеться, и очень сильно!

Надеюсь к последней главе все, если до сих пор и существующие заблуждения по поводу доброты и благости, пропадут сами собой. Слова, доброта, благость и милосердие далеко не безлики. Если бы они вдруг исчезли из нашей жизни, то безликой и пресной стала бы сама наша жизнь. Возможно, только доброта помогает нам выживать и держаться на плаву, и даже более того, являться сутью всей нашей жизни.


Четыре вида

В Новом Завете слово «благость» по-гречески «άγαθωσύνη». К счастью, это слово встречается только четыре раза, а потому можно себе позволить рассмотреть все четыре случая употребления этого слова, что невозможно сделать с другими словами, составляющими плод Духа. Однако еще большее счастье состоит в том, что совсем не будет затруднений в определении Библейского значения этого слова.

Рассмотрим по порядку все случаи, где встречается «άγαθωσύνη» в Писаниях, начав с первого, Рим 15,14: «И сам я (Павел) уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга».

Этот стих не дает полного представления о смысле благости, хотя сама суть и заложена в нем. Павел говорит, что Римские братья «полны благости». Он уже хвалил их за веру (Рим 1,8), которая «возвещается во всем мире», то есть, как я полагаю, во всем мире верующих, ибо всем остальным, населяющим этот мир, вера римских верующих была глубоко безразлична. Также Павел радовался, что их «покорность [вере] всем известна» (Рим 16,19), где слово «всем», полагаю, тоже имеет очень ограниченное значение. Далеко не всем в мире, кроме Христиан, была известна их покорность вере. Теперь же Рим 15,14 уверяет читателей Послания, что они «полны благости» и «исполнены всякого познания», опять-таки преувеличивая достоинства римских верующих, что и нам необходимо иметь в виду. Как никто из живущих людей не мог обладать всеми благими качествами, так и римские верующие не могли быть полны благости и не могли знать буквально всё. Если бы они действительно были «исполнены всякого познания», то Павел понапрасну пачкал чернилами дорогой папирус, наставляя их, а сестра Фива, которая должна была доставить это Послание в Рим, зря бы потратила время и силы на работу почтальона.

Совсем редко этим словом называют человека. Даже Христос возразил, когда Его назвали благим Учителем, сказав, «никто не благ, как только один Бог» (Мф 19,16-17), тем самым пояснив, что никто не может быть благим, соблюдая закон Моисеев, а по большому счету, никто кроме Бога. Человек не может быть настолько совершен. Даже Христос. И здесь верующим в Троицу, есть о чем задуматься, ибо Христос совсем не приравнивал Себя к Богу. Бог мог вменить и праведность, и благость, но это далеко не то же самое, что быть праведным и благим от рождения, по естеству.

В Послании к Римлянам (Рим 15,14) Апостол Павел пишет о полноте благости и всяком познании, в полном соответствии с содержанием цели самого Послания. Он писал римлянам не потому, что они полны благости и всякого познания (что было совершенно невозможно), а потому, что был уверен, что им хватит благости и познаний, чтобы понять и жить в соответствии с тем, что он им пишет. А иначе не было бы смысла и писать им. Они были достаточно благи и достаточно знали, чтобы понять, что он говорит им. Что еще было нужно Павлу? С такой благостью и таким познанием они в совершенстве могли и «наставлять друг друга», ссылаясь на Послание Павла, помогая друг другу идти по верному пути, избегая заблуждений, и нехристианского поведения. Собственно об этом и писал Павел.


Если б только

Если бы только у верующих всегда было достаточно благости и знаний при столкновениях с нехристианским учением и поведением. Познание приходит относительно легко, тогда как над благостью необходимо потрудиться. Иногда, когда дело заходит о наставлении друг друга, кажется, что этот драгоценный плод Духа, к огромному нашему сожалению, вообще отсутствует. Вот когда видно насколько сильно не хватает благости, добра, как наставнику, так и нуждающемуся в наставлении. Наставник думает, что ему «лучше знать», тогда как наставляемый упорно сопротивляется, возможно, как раз из-за того, что его именно так пытаются поучать. А в результате и тот и другой отдаляются друг от друга еще дальше, находя для оправданий этого новые и новые причины. И всего лишь из-за отсутствия такой самой малости, как благость, или доброта! Вот почему я считаю, что благость, или доброта не так незначительна и не так проста. Перед тем как мы дальше рассмотрим природу благости, давайте взглянем еще на два стиха, где встречается это слово. Первое – Послание к Галатам (Гал 5,22): «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера…»

Не правда ли знакомые слова?! Не отсюда ли мы начали? В этом стихе милосердие, или же благость (как оно и переводится в других местах), являются плодом Духа, а потому и заставляет думать, что это качество должно содержать в себе нечто большее, чем мы привыкли думать. Милосердие (благость) – одно из восьми качеств, составляющих любовь, а, следовательно, является составляющей частью всей духовности любого верующего, что и подтверждается в последующих четырех стихах, где милосердию, как важной части духовного плода, уделяется повышенное внимание.

«Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф 5,9).

Над этим местом стоит задуматься! Если бы это был Псалом, здесь бы стояло слово «Селах», или «Музыка» (Современный перевод). Это место – заключение, обобщение чего-то важного, а потому и начинается с «потому что», подтверждая выше изложенное. Необходимо внимательно прочитать то, о чем говориться до и после этого стиха, чтобы понять суть, сказанного Павлом, что, к тому же, важно и полезно.

В предыдущей, 4-й главе Послания к Ефесянам, Павел перечисляет всё то доброе, во что нужно «облечься» верующему, и то плохое, что необходимо «отвергнуть». Уверовавшая душа нуждается в смене одеяний. Затем в пятой главе встречается знакомое сравнение света и тьмы, дня и ночи. В начале главы говорится: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас…». Затем он перечисляет много всего нехорошего, к чему все мы так склонны, но посреди сравнения добра и зла, Павел пишет: «Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф 5,8-11).

Апостол говорит верующим Ефеса, что неучастие в бесплодных делах тьмы зависит от наличия в них духовного плода, называя из всех составляющих его (среди которых есть и правда и истина) одно лишь милосердие! И, что самое главное для меня в этом месте, нужно испытать, «что благоугодно Богу», и что нужно обличать бесплодные дела тьмы. Главное то, что обличение является благостью, является милосердием и добром. Вот почему это такая важная составляющая плода духа. Заметили ли вы сходство этого места с 15-й главой из Послания к Римлянам, где говорится о необходимости «благости» в наставлении друг друга?

Примечательно также еще и то, что только в двух местах говорится о том, что милосердие, или доброта, благость, непосредственно связаны с наставлением и обличением. О чем это должно говорить, не о том ли, что любое наставление и обличение должно быть милосердным, или благим? И это должно быть так, ибо только с искренним и настоящим милосердием выслушиваются и принимаются поучения и обличения. Возможно, наставлять и поучать в чем-то могут лишь по-настоящему милосердные, добрые, благие люди, иначе любое обличение будет попахивать лицемерием.

Мы вернемся снова к этому очень важному вопросу о природе милосердия и его проявлении сразу же после того как посмотрим на последнее, четвертое место, где встречается это слово: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе» (2Фес 1,11).

Очевидно, переводчикам это место создало много хлопот. Несмотря на то, что они «благоволение благости» относят здесь к делам Божиим, все-таки остается некоторая неопределенность (особенно в оригинале), чье благоволение благости имеется в виду – Бога, или верующего? Все современные переводы читаются так, что благоволение благости верующего зависит от Бога. Синодальный же перевод, как и некоторые другие, оставляют место и для другого понимания. Я же полагаю, что, если уж милосердие, или доброта, благость непосредственно связаны с наставлением и обличением, сомневаюсь, что здесь имеется в виду милосердие Божие, ибо должно быть милосердием верующего. Вторая глава 2-го Послания к Фессалоникийцам сравнивает тех, кто «не знает Бога», кто не покоряется «благовествованию Господа нашего», «которые подвергнутся наказанию, вечной погибели», с теми, кто верит, стоит и держится спасения (2Фес 2,15).

Очевидно, что верующим времен Павла пришлось пережить множество обличений, испытать на себе, что благоугодно Богу, при этом тщательно наставляя друг друга, дабы не подвергнутся наказанию вечной погибели. Лишь духовное милосердие верующего могло по-настоящему справиться с такими трудностями, а потому полагаю, что это место должно быть написано так: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение (или желание) (вашей) благости и дело (вашей) веры в силе» (2Фес 1,11).

Короче, совершением их благоволения в благости (или в милосердии) должно было стать их спасение. А как иначе?

И к чему мы пришли? Что на самом деле означает милосердие, или благость? Приблизились ли мы к пониманию еще одного качества плода Духа? Без всякого сомнения.


Определение очевидного?

Возможно, это прозвучит банально и слишком очевидно, и все же, милосердие, или благость, доброта – качество верующего, благодаря которому он способен победить любое зло. Такой верующий может оказывать милосердие заблуждающемуся, укрепляя его и поддерживая здравым наставлением и мягким, но доходчивым вразумлением. Такие качества, точно, не получаются от рождения, они приходят лишь через слово Духа, которое и творит и взращивает Его плод. Такие качества достигаются благодаря хорошему знанию Слова и благоговейному размышлению над ним. Но при этом не стоит забывать, что милосердие, благость, или доброта – всего лишь наше боевое оружие, которым мы побеждаем заблуждения людей, оружие, которым можно побеждать и врагов! Воистину, как мы видели из рассмотренных выше мест, обладание милосердием дает преимущество в укреплении и исправлении заблуждающихся братьев, хотя это и не главное в милосердии. Гораздо важнее не наше исцеление других, а то, что оно совершает с нами, с нашим разумом и нашим сердцем.


И снова «дела» и «бытие»

Необходимо постоянно напоминать самим себе, что все качества плода Духа являются не тем, что мы должны бы делать, а тем, какими мы должны быть. Все плоды – не то, как мы должны себя вести, а присущие нам качества. Наше поведение зависит от присущих нам качеств, от тех плодов, которые мы приносим, что естественно, как мы и говорили об этом ранее, хотя духовные плоды и не являются самими делами, или поступками. В Новом Завете упоминается множество добрых дел, а добро (άγαθωσ) очень близко к благости, милосердию (άγαθωσύνη), что я отделил для ясности. Милосердие, или благость, это качество, которое должно лежать в основе и быть причиной всех по-настоящему добрых дел. Но это же качество, заодно, помогает наставлять и обличать заблуждения друг друга.


Внутренний голос

Будучи присущим нам качеством, милосердие, или благость напоминает собой совесть, а для верующего, по существу, милосердие и является совестью, ибо это внутренний голос слова Божия, наставляющий и обличающий нас. Именно так слово Божие должно действовать, и действует в нас. Об этом много было сказано читавшим, или слушавшим Ветхий Завет. Именно так должен был действовать закон на тех, кто день и ночь размышлял над ним. В Притчах сказано: «Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою» (Пр 6,22). Под беседой подразумевается внутренний голос, мысли, возникающие при внимательном слушании слова Божия. О том же говорится и в Псалтири: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс 118,11). Слово сокрыто не так, что до него не добраться! Оно как драгоценное сокровище сокрыто в сердце. Для пояснения, снова обратимся к Притчам: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Пр 2,1-5).

Не все ли мы слышим в себе голоса? И это, как правило, не безумие. В наших головах постоянно крутятся слова, а иногда и изображения. И никто из нас ничего не может с этим поделать – каждый из нас, почти всегда о чем-то думает. Короче, как было сказано кем-то: «Иногда я сижу и размышляю, а иногда просто сижу». Но «просто сидеть» очень трудно. Многие мыслители безуспешно пытались не думать хотя бы какое-то время, пытаясь таким образом расслабиться и дать отдых голове. Нам свойственно думать, беседовать самим с собой. Попробуйте вообще ни о чем не думать, и вы поймете, что это невозможно. Уже через пару секунд (если вы продержитесь столь длительный срок!) вы удивитесь, как вам это удалось и, что на этом все и кончилось!

Способность разговаривать самим с собой играет очень важную роль для нашего духовного здоровья, ибо подавляющее большинство людей, которых не касалось и не привлекало к себе слово Божие, в основном, живут по совести, или же по общепринятым законам. Их поведение определяется их внутренним голосом, «как мне нужно относиться к тому, или этому». «Что мне нужно делать?» «Как я должен думать об этом?» И в большинстве случаев решение будет зависеть от мнения общества! Оно вдалбливается в нас многие, многие годы родителями и родственниками, учителями и известными людьми, друзьями и теми, кому мы стараемся подражать, а также начальством, правительством и средствами массовой информации. Все это формирует то, что для большинства людей является «правильным». Из-за такой смеси различных моральных правил возникает мешанина в человеческих мозгах, а потому люди и живут на грани совершения преступлений.

Любое милосердие, любая благость таких людей не бывает духовным плодом. Оно может выглядеть как истинная Библейская благость, не являясь ею. Спросите «хороших людей» мира сего, почему они не убивают и не воруют, и большинство ответит, что это нехорошо, что это аморально, и только от немногих можно услышать, что Бог в слове Своем говорит, что убивать и воровать плохо. Не правда ли, большая разница? Милосердие, или благость, которую требует от нас Бог - плод Духа, взращенный от понимания слова Божия, сильно отличается от того, что «я думаю». Мысленный разговор верующего с самим собой отличается кротким, но все же твердым внутренним наставлением и обличением словом Божиим. Именно в этом и состоит истинная духовность, или же ум Христов. Наша любовь слова Божия позволяет слышать новые голоса, или как говорится в притче, которые «когда пробудишься, будут беседовать с тобою». Только присутствие благости, или милосердия поможет распознать зло в самодовольном плотском обществе.


«Вначале»

Вначале человечество было сотворено «хорошо весьма» (Быт 1,31). Внутренние речи Адама и Евы были благи, добры и незапятнанны. Зло им было не присуще. Они общались исключительно с Божиими Ангелами, а потому и мысли их были соответственно чисты.

Когда они были прельщены змием тем, что вкусили от дерева познания добра и зла (Быт 2 и 3), для них всё изменилось. От этого неповиновения они стали слышать еще один голос. Их мысли, их внутренние беседы изменились. Новый же глас, говорящий о сомнениях и страхе, заставивший скрыться их от лица Божия, был громок и силен, вселяя в них гнев, похоть и прочее зло. Естественный голос благости, или милосердия звучал все слабее, все тише и тише, а потому со временем голос зла мог заглушить его совсем. Чтобы этого не произошло, слово Божие в мыслях человечества стало подобно «веянию тихого ветра» (3Цар 19,12). Только слово Божие сегодня может повлиять на нас, наследников неповиновения Адама. Другого способа нет! Исключительно благодаря слову Божию мы можем взрастить в себе духовные плоды, среди которых выделяется Божественный глас милосердия, благости, или добра, обличающий и увещающий присущие нам от рождения голоса.


Опыт

Что чаще всего говорит нам внутренний голос? Не то ли, о чем мы думаем? Но о чем мы чаще думаем о добре, или зле? Попробуйте вспомнить, о чем вы думали какое-то время назад? Проверьте, как часто на ваши мысли влияло слово Божие, и как часто на них влияло что-то другое? Очень может быть, что вы, будучи верующим, все еще находитесь во власти мыслей окружающего вас мира и живете по его законам, а не по уставам слова Божия. Замечаете ли вы, что слово Божие обличает и упрекает то, о чем вы естественно думаете? Видите ли вы хоть какие-то признаки этого духовного плода в себе, или же Библейское милосердие (благость) были заменены на то, что вам лишь кажется добром, благостью и милосердием? Попробуйте испытать себя.

Без всяких сомнений благим был Иисус. Он всегда мог сказать, «так говорит Господь», ибо слова Бога всегда звучали в Его уме. Так было во время искушения в пустыне. Он настолько слился с мыслями Бога, что совершенно смог заглушить голос плоти, обличая и упрекая его в зародыше! Мы не можем владеть своими плотскими помыслами так же, как Он, но если попробовать следовать Его примеру, то можно продвинуться в своих попытках очень и очень далеко. Он – живой пример для нас, Тот, Кто действительно знал, что «говорит Господь» и от чего, как следует из благовестия, зависит Его и наше спасение. Стремясь подражать Ему, брать с Него пример, мы совсем не зря называем себя Христианами.


Плюсы и минусы

Как я уже сказал в начале этой главы, возможно, вы подумали, что милосердие, или же благость, одна из самых активных сил нашей жизни, – качество, которое лучше других помогает нам идти по правильному пути. Я даже договорился до того, что предположил, что милосердие прибавляет огня нашей жизни! Надеюсь, что на данный момент все эти высказывания уже не кажутся вам бредом. Милосердие – качество, формирующееся обитающим в наших сердцах словом Божиим, которое утверждается и удерживается в нас постоянным благожелательным возвращением к слову, которое, конечно же, является главной основой того, почему мы твердо стоим на узком и прямом пути. Не хотите ли и вы добавит вашей жизни огня?

Слово Божие – исключительно положительная сила, имеющая «обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим 4,8). Даже десять заповедей написаны так, что состоят из двойного минуса (не поступай плохо), а как известно, минус на минус дает плюс, хотя большинство из них начинается с частицы «не». Именно поэтому соединение всего благочестивого в наших умах и сердцах, всегда приносит исключительно положительный результат. Милосердие, или благость, добрые помыслы являются самым лучшим результатом из всех. Нам от природы свойственно плохо думать обо всем, со всеми вытекающими отсюда последствиями, среди которых находятся и мысли о смерти. А что может быть хуже смерти?

Доброе же, положительное мышление всегда ассоциировалось с набожностью. Норманн Винсент Пил, член церкви Методистов, написал довольно популярную книгу «Сила позитивного мышления». Он умер совсем недавно, живя активной жизнью, что и было лучшей рекламой его книге, в которой можно встретить много цитат из Библии в подтверждении, что надо вести набожный и положительный образ жизни.

С годами позитивного мышления становится все меньше и меньше, возможно потому, что оно совсем не так легко, как утверждают многие, хотя оно все еще и проскальзывает у многих ораторов и писателей, как основная причина поступков человеческих. Современные религии склонны не обращать на позитивное мышление внимания, в результате чего религия сводится к замысловатой смеси гуманизма с мистицизмом. И все же оно до сих пор действенно среди людей, и будет продолжать действовать до тех пор, пока люди будут обращаться к Писаниям и их понятиям, пусть даже не сознавая, что эти понятия взяты из Писаний. Само собой, лучше всего обращаться непосредственно к неразбавленному источнику нашего положительного мышления, но в этом деле не вредят и такие, как Норманн Пил. Удивительней всего, что мне приходилось слышать о Норманне Пиле сравнение его с Апостолом Павлом, когда кто-то говорил, что «Павел и Пил, призывают…!» Впрочем, если быть честным, такие писатели, когда они обоснованно на Писаниях излагают правила, как лучше и легче жить, бывают мудры и полезны.

По-настоящему положительное мышление может быть основано исключительно на Библии. Это – внутреннее милосердие, внутренняя благость и доброта, подпитываемая Писаниями внутри нас. Это – благое слово Божие, обитающее в наших умах и сердцах, наставляющее и обличающее нашего ветхого человека плоти.

На самом деле наставление и обличение, хотя и кажется неприятным, не является чем-то плохим. Чаще всего совет, что хорошо для нас, а что плохо – полезен и добр. Если позволить себе думать обо всем плохо, к чему мы так склонны, можно уйти очень далеко от нашей врожденной доброты. Так можно начать думать, что жить, как положено Христианину, слишком трудно, что мы никогда не сможем вести себя так, чтобы удостоиться Царства Божиего. Можно постоянно тыкать себя носом во все свои недостатки, сомневаясь в уверенности своих надежд, выметая из себя последний, имеющийся дух всего положительного. И только голос, основанный на позитивном мышлении Библии, говорит о том, что действительно хорошо, а что плохо. Только этот голос может изменить наше безнадежное положение, заполнив жизнь надеждой, уводя от бесцельности к жизни полной смысла и от страха к уверенности. Именно для этого нам и нужен плод Духа. И, если вы хоть чуть-чуть сомневались в том, что позитивное мышление является понятием чисто Христианским, то вам стоит прочитать выдержку из главы, о том, что я в Послании Филиппийцам называю «положительными мыслями»: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (выделено мной).

Современный перевод: «И наконец, братья, размышляйте о том, что истинно, благородно, справедливо, чисто, что приятно и восхитительно, о том, в чем есть добродетель, и о том, что достойно похвалы - пусть это занимает ваши мысли» (Флп 4,8).

Это – высшая степень положительного мышления! И это, как вы видите, явление, основанное на Писаниях. Оно не из области фантастики, это – вполне реальное отношение к жизни. Если мы в 90% случаев переживаем о том, что только может случиться, и, как правило, не случается, то как реально относиться к жизни? Дурные мысли – не реальное отношение к ней. Положительные мысли гораздо более реальны! Не правда ли эта глава лишь укрепила вас в вашем положительном мышлении, добавив огня и в без того всегда горящее милосердие, наставив лишний раз на путь такого мышления?


Философ император

Марк Аврелий, римский император и философ, живший в 121-180 годах Н.Э., писал в своих «Размышлениях», что «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем». И здесь он как никогда прав! К огромному сожалению, эта чудесная мысль не повела его еще дальше, не допустив в его сердце и мысли о слове Божием, которое сделало бы его жизнь и мысли несравненно лучше, как и жизнь многих верующих, ибо он отличался необыкновенной жестокостью по отношению к ним. Несмотря на такое отношение к верующим историки хорошо отзываются об этом философе-стоике, ибо он на себе явил, какими могут быть люди, обладая всем, кроме духовных плодов. Он был всем одарен, кроме истинного духовного плода, довольствуясь всего лишь жалким его подобием. Стоит всегда помнить его слова о том, что наша жизнь является такой, как мы думаем о ней. Жаль, что он, споткнувшись об истину Писаний, не встал, чтобы продолжить свой путь, как о том однажды сказал Уинстон Черчилль о большинстве, спотыкающихся на истине.


Французский философ

Много позже другой философ, Рене Декарт (1596-1650) удивительно определил процесс мышления. Многие философы признают, что на самом деле лежит в основе всех их мыслей и самой природы всего. В честной попытке найти совершенную истину, всё, что Декарт смог, без обиняков изречь неоспоримую истину: «Cogito, ergo sum», - или, что в переводе означает: «мыслю, следовательно, существую».

Но почему этот француз выразил свое, очевидно бессмертное высказывание, по-латыни? Не знаю. Было бы уместней для Шекспировского Юлия Цезаря перейти на латынь, когда его убивали заговорщики: «Et tu Brute»? Можно лишь делать всякие научные предположения на этот счет.

По-моему, утверждение Декарта, «мыслю, следовательно, существую», очень подходит к верующему Библии, хотя и не мешало бы добавить к нему одно-два слова.

Как мы уже говорили, существует два образа мышления, одно – естественное, склоняющее к греху, мышление о плохом, которое всю жизнь вертится в головах большинства людей. Лучшее, что можно ожидать от таких мыслей – подобие доброты, той «доброты», что принято называть «добром» в обществе. Но есть и другой образ мышления, который порождается словом Духа, положительный образ мышления, основанный на Библии, свойственный немногим, который и приводит к истинному удовлетворению в жизни благами плода Духа.

Я бы немного изменил слова Декарта, добавив к ним еще немного неоспоримых истин:

«я мыслю, следовательно… я зол»;

или:

«я мыслю, следовательно… я благ».


Какая из этих неопровержимых истин в данный момент относится к вам? О чем вы сейчас помышляете, о плотском или о духовном? Но не будьте слишком строги к себе. Если сомневаетесь, постарайтесь с этой минуты думать хорошо, думать о добре. Наслаждайтесь добром и размышляйте о том хорошем, что слово Божие сказало вам сегодня. И это, действительно, будет благо.

И в заключении как P.S. к этой главе: можно читать слова Декарта, «мыслю, следовательно, существую», и как: «мыслю, следовательно, Бог существует».