Глава Двенадцатая

Вера (πίίτις)


ВЕРА – единственная часть плода Духа, которой дается в Писаниях определение, ибо в Послании к Евреям 11:1 говорится: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Похоже, уже все сделано за нас, а потому и эта глава должна оказаться самой короткой! Нам не нужно углубляться в то, что такое «вера», ибо ответ лежит перед нами. И все же….

Сейчас было бы неплохо посмотреть, на самом ли деле мы знаем значение этого слова? Не потому, что мы сомневаемся в этом, и тем более не для того, чтобы хоть что-то написать в этой главе. Все мы знаем, что часто мы считаем, что знаем и понимаем, о чем говорится в том или ином месте Писаний, тогда как на самом деле либо вообще ничего не знаем, либо знаем лишь отчасти, либо не до конца сознаем, почему мы именно так понимаем то, или иное место, даже если и понимаем его, в общем-то, верно.

Всегда полезно пристально вглядеться в хорошо знакомые стихи, проверить, а правильно ли мы их понимаем? Это приносит пользу даже в случае, если мы всего лишь лишний раз убеждаемся в своей правоте. Вы никогда не потеряете времени зря, копнув чуть глубже там, где речь идет о слове Божием, ведь Его слово похоже на все остальные Его творения – чем внимательнее всматриваешься, тем больше открываешь нового. Возьмите микроскоп и взгляните через него на цветочный лепесток, и вы увидите строение не менее чудесное, чем сам цветок. Подходите к Писаниям с пытливым умом, и вы обнаружите в них такую же красоту, какая есть в Его простых истинах.

Если при более близком рассмотрении вы обнаружите что-то новое, или начнете лучше понимать хорошо знакомые места, или увидите их общность с другими местами Писаний – тем лучше! Очень может быть, что похожее произойдет и с Евр 11,1. Давайте присмотримся к этому месту. Давайте выделим ключевые слова в этом, казалось бы, простом определении веры, посмотрим на их значение, после чего сравним, а так ли мы понимали их прежде? Надеюсь, что с нами не произойдет того, что случается с некоторыми, когда после разбора и собирания чего-то ради познания «что там внутри», остаются «лишние летали».


     Отождествление


1


2


осуществление


ожидаемого

Вера = 

 


 


уверенность

в

невидимом


Евр 11,1 – отождествление. Как видно на схеме, вера отождествляется с двумя вещами, и если вы согласитесь с этим, то увидите, что эти два определения в каждом отдельном столбце очень похожи друг на друга. «Осуществление» и «уверенность» - две однородные мысли, как «ожидание» родственно «невидимому». Я думаю, что здесь Павел по богодухновению написал еврейскими стихами (как написан Псалтирь), где рифмуются не звуки, а образы и понятия. И тут нечему удивляться, ибо Павел, будучи хорошо образованным Иудеем, мог и умел так писать. Иногда Дух, вдохновляющий писавших Писания, оставлял их, иначе Давид никогда бы не совершил того, что он совершал, а три друга Иова, если бы Дух по-прежнему наполнял их сердца, никогда бы не долбили как попугаи одни и те же свои, отличные от Писаний заблуждения, не веря, что всемогущий Бог Вседержитель, может являть Себя в простом человеке. Но ведь именно так, используя слабости человеческие, Он и поступил, явив через Писания Себя и Свое совершенство.

В 1-м столбце объедены два слова, «осуществление» и «уверенность». Что мы, как правило, вкладываем в эти слова, когда говорим об осуществлении и уверенности? Если быть точным, то под словом «осуществление» подразумевается нечто то, что мы можем ощутить своими пятью чувствами, можем потрогать, увидеть, услышать, понюхать и попробовать на вкус. Книга в наших руках вполне «осуществленный» предмет, однако, ее содержимое абстрактно, а потому уже нечто совсем иное! И в этом смысле, осуществление содержащихся в ней идей имеет важное, необходимое и вполне ожидаемое значение. Впрочем, иногда приходится читать и нечто совершенно бессодержательное….

Однако, достаточно и того, что мы думаем о значении слова. Что Библия имеет в виду, когда употребляет его? На греческом, слово «осуществление» – «ипостась» (немного русифицировано), где «ипо» предлог, в большинстве случаев означающий «через», «от», «под». Слово «стась» почти не меняясь, перешло и в наш язык, означая твердо «стоять». Так что слово «ипостась» буквально означает то, что твердо, крепко стоит, или установлено. Это то, на что можно опереться, на что можно положиться. Епископ Кассиан переводит это место как: «Вера же есть твердое убеждение в том, на что мы надеемся…», а в современном переводе: «Вера - это уверенность в том, чего мы с надеждой ожидаем». Мы можем видеть и знать, откуда и как приходят наши вера, уверенность и убежденность.

Вера – твердая опора, основание, на которое можно положиться, место, на котором можно с уверенностью стоять. Вера – это такое место, на котором можно созидать праведность, зная, что несмотря ни на какие волны и ветра, она устоит до окончания бури и восхода солнца. Это – «ипостась». И в Новом Завете, в поэтической части Послания к Евреям, она стоит в первом столбце, приравниваясь к «уверенности».

Когда мы думаем об «уверенности», или о «подтверждении», как это звучит в современных переводах, мы невольно думаем о суде и всем тем, что с ним связано. И это правильно, так как греческое слово прямо связано с уверенностью, с убежденностью, с обличением! На суде уверенность часто следует после обличения. Так и в вере. Вера ведь не просто приятные мысли и ощущения. Она не просто вера в осуществление каких-то смутных возможностей. Вера это уверенность и прочное основание того, на что мы надеемся, того, что непременно сбудется. Не возможно, а наверняка. Эти мысли, эти ощущения настолько сильны и уверены, что мы даже живем в соответствии с ними. Вот почему Иаков сказал, что «вера без дел мертва» (Иак 2,20). Это происходит лишь потому, что если вы в чем-то уверенны, в чем-то убеждены, то и жить будете в соответствии со своей уверенностью и убежденностью. Если ваши убеждения не сказываются на вашей жизни, значит, вы просто не уверенны, не убеждены в этом. Вы обманываете, обворовываете самих себя. Именно поэтому Павел писал, что «праведный верою жив будет» (Рим 1,17). Вера – это то, как мы живем.

Вера в совершенстве отражает все то, что мы говорим о плоде Духа. Если в вас есть плод, он обязательно процветет в повседневной жизни, проявляясь в доброте и праведности так же, как за ночью следует день. Когда в вас явно созревает какой-то плод, это явно отражается и на ваших делах. По-другому не бывает.


Дела и вера

Иаков пишет: «Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак 2,18). Так просто! Но, нет, не все так считают. Некоторые думают, что спасение возможно лишь благодаря делам, тогда как другие, что спасение достигается верой, ведущей к делам. Дела не самоцель. Цель – плод Духа, дела же следуют по мере созревания этого плода. Особенно веры, ибо она – уверенность в непоколебимости осуществления обетованного Богом.

Дела не самоцель. Если у вас одни дела, то ваш плод не настоящий, он, как мы уже говорили, ложный. Если добрые дела совершаются из-за человеколюбия, ради собственного благополучия, или ради постороннего мнения, то он лишь выглядит как настоящий. Люди, да и мы сами, можем думать о себе, ах, какие же мы хорошие, пытаясь обмануть Того, Кто проникает непосредственно в сердца, и проникает далеко не на одно мгновение! Бог видит наше «я», а не то, что мы делаем. Видит наши дела, наши поступки, а значит, они не должны отличаться от того, какие мы есть на самом деле. И не только ради нашего блага в Царстве грядущем, но и ради сегодняшнего дня. Тяжело жить во лжи, жить, делая вид и поступая вопреки себе самому, тратить время и силы на то, чтобы выглядеть так, как люди думают о тебе, чтобы не разочаровать думающих о тебе хорошо, чтобы они, в конце концов, не отвернулись от тебя и ты не остался один. К этому ведут дела без веры, ведут не к духовным плодам, а к совсем нежелательной жатве.

Дела без веры далеки от благости. С другой стороны, вера без дел, думаю, просто невозможна!


Нежелание явить себя

Иаков также писал, что «делами вера достигла совершенства» (Иак 2,22). Т.е. без дел вера несовершенна настолько, что мертва! Она должна проявляться в делах. Она не может быть заперта глубоко в нас и никак не проявляться снаружи.

Попытайтесь представить себе хотя бы на минуту твердо верующего человека, живущего так, как будто он не верит, а потому на каждом шагу отрицает свою веру. Ни к чему хорошему, полагаю, это не приведет. Например, представьте себе, что вы твердо знаете, что умеете виртуозно играть на скрипке, или на пианино. Что вы виртуоз мирового класса! И, вот, вас кто-то просит сыграть, а вы отказываетесь, уверяя просящих, что вы совсем не умеете играть, что всего лишь чуть-чуть бренчите на инструменте, и что это далеко несерьезно, при этом отлично зная, что вы лучший из лучших, и можете на инструменте творить чудеса. Но вы этого не делаете, и не собираетесь делать! Можно ли так жить? Боль и страдание от сознания, что вы скрываете истину, настолько сильна, что рано или поздно она вырвется наружу. Вы не сможете всю жизнь таить ее!

Теперь представьте себе нечто похожее с верой, что вы живете в вере, что вы полностью и во всем верите Богу, что Он самое лучшее, что у вас только может быть в жизни. Что Он никогда не оставляет и хранит вас и дал вам, как Сам и утверждает, великие и неизменные обетования. Сможете ли вы после этого продолжать жить так, как будто бы Его вовсе нет, как будто Он вообще ничего не говорил этому миру? Сможете ли вы продолжать жить так, как будто не верите ни Ему, ни Его слову? Навряд ли! И все-таки, уверен, что и вы хотя бы раз, но тоже пытались поглубже упрятать свою веру. Настоящая вера, если она действительно настоящая, толкает к делам, толкает к поступкам. Это – закон, а все законы, от Бога.


Противоядие от ложного плода

Отличным противоядием от ложного плода является вера. Если человек что-то делает по каким-то своим личным причинам, пытаясь угодить кому-то, или сгладить вину, или потому что «так положено», или еще почему-то, все эти причины легко можно заменить одной – верой. Вернемся к основам веры. Будьте полностью уверены, что стоите на твердом основании, на слове Божием. Желайте его и размышляйте над ним! Если вы будете твердо уверены в нем, то будете действительно верить, а не просто поступать по написанному. Настоящий плод, плод веры, - конечный результат. А это ведет к добрым делам, которые хороши не только для других, но и для себя. Если вы что-то делаете без веры, то поступаете из ошибочных побуждений, а значит, ни на что не годны!


Вторая колонка

Прежде чем мы уйдем слишком далеко вперед, давайте еще раз посмотрим на то, что необходимо для веры, ведь мы еще не рассматривали содержание второго столбца. А во втором столбце стоят параллельные мысли: ожидаемое и невидимое. И очень кстати, ибо осуществление ожидаемого мы не можем сейчас видеть, или, как пишет Павел: «Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться» (Рим 8,24)? Очень логично! Нельзя надеяться на то, что у нас уже есть. Мы надеемся только на то, что пока не видим.

Так верующие надеются на то, что они сейчас не видят:


  1. на пришествие Христа;

  2. на воскресение любимых;

  3. на обретение бессмертия;

  4. на Царство Божие и все, что с этим связано.


Ничего из этого никто из нас пока не видит. Это то, на что мы надеемся, и наша вера дает нам уверенность в осуществлении ожидаемого. Наша вера уверяет нас в существовании пока невидимого, и мы уверены в этом точно так же, как уверены, что мы уже сейчас «сограждане святым и свои Богу» (Еф 2,19). Тот же Павел пишет, что «наше гражданство уже теперь на небесах» (Флп 3,20; перевод еп. Кассиана). В нашем духовном паспорте написано, что мы не являемся гражданами ни России, ни Канады, ни какой другой страны. Если мы действительно верим, наше будущее уже известно, уже определено. Мы уже сейчас живем так, как будто живем в Царстве, помышляя, как говорит опять-таки Павел, о горнем, а не о земном (Кол 3,2). Именно это-то и означает жить в этом мире, не участвуя в его делах. Мы считаем себя гражданами, жителями Царства Божия, а потому и живем соответственно.

Считаю совершенно неверным, а может быть даже опасным, полагать, что все мы сильно изменимся в Царстве, предоставив изменение нашего «я», нашей души, чудесному воздействию Христа в Его пришествие, ибо Он придет не для того, чтобы даровать нам наше гражданство, а лишь подтвердить его. Сила Духа в тот день не сделает нас пригодными для вечной жизни, она изменит лишь наши тела, да и то при условии, если мы сами уже изменились и живем вечно! А потому уже сейчас время становиться гражданами Царства Божия, и единственный путь – истинная вера в пока еще невидимое для нас. Живите по возможности уже сегодня так, как вы думаете жить в Царстве. Ведь именно такая жатва ожидает созревший плод Духа. Начните жить так, как будто ваш плод уже созрел. Наши старшие товарищи живут в воле, по воле закона, размышляя о слове Божием, и в этом истинная вера.


Огромный шаг в вере

Нам всем известен еще один стих из Писаний о том, что нельзя угодить Богу без веры в будущее, которое так сильно меняет нас уже сегодня: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр 11,6).

Мне особенно нравится этот стих, ибо в нем говорится не только о нашей необходимости веры в Бога, но и о воздаянии за эту веру. Как можно угодить Богу, веря в то, что Он есть и воздает всем… кроме нас?!

Возможно, самым великим достижением нашей веры является достижение веры в наше собственное спасение. Задумайтесь о том, что без такой веры Богу угодить невозможно.

Легко верить в спасение верующего А или Б потому, что они хорошие люди и твердо верующие. Они все время поступают правильно и, как кажется, все время творят добро. Когда же речь заходит о нашем собственном спасении… о, это совсем иное дело. Но вот что действительно забавно: если спросить верующего А и верующего Б об их спасении, они, скорее всего, задумаются, и начнут, с отсутствующим взором глядя куда-то через ваше плечо, что-то невнятно бормотать о малой вероятности этого. Они не видят в себе того, что видите вы. Более того, что вообще кажется совсем непонятным, они уверены, что именно вы лучше и достойнее их!

Проблема состоит в том, что мы знаем себя слишком хорошо – не так, как другие. Так я думаю, что знай вы меня также хорошо, как я знаю себя, вы вряд ли стали бы читать эту книгу! Всем нам слишком хорошо известны свои теневые стороны. В каждом из нас есть кое-что, что не выставляется на всеобщее обозрение, но, как мы прекрасно знаем, не может укрыться от Бога. И всё же, несмотря ни на что, каждый из нас должен верить в свое собственное спасение! И это, воистину, огромный шаг в вере!

Само собой не думаю, что мы все насквозь прогнили. Любой из нас старается сопротивляться гниению, старается избавляться от своих темных, неприглядных сторон. Уверен, что каждый из нас изо всех сил старается уменьшить тьму своего сердца, впуская в него как можно больше света для духовного плода. В каждом из нас чего-то больше, чего-то меньше, что зависит от наших собственных достижений на духовной ниве. И все же, необходимо взглянуть правде в глаза: несмотря на величину наших достижений, всегда останутся места, в которых невозможно взрастить плод Духа таким, каким бы нам того хотелось.

Однако, из-за того что все мы склонны зацикливаться на этих темных сторонах, мы думаем, что и Бог поступает точно также. И здесь совсем неважно, как далеко человек ушел в своем духовном развитии, мы всё равно думаем, что Бог смотрит не на наши плюсы, а только на минусы, каждый раз, при каждой нашей оплошности, укоризненно покачивая головой.

Само собой, что у большинства из нас больше минусов, чем плюсов, и всё же, мы часто забываем о том, что Богу гораздо угоднее смотреть и видеть те плюсы, которых мы достигаем при взращивании плода!

Никогда не зацикливайтесь на неприятном, никогда не зацикливайтесь на той границе, которая проложена в нашем сердце между духом и плотью. Эта граница в руках Божиих. Наше дело миллиметр за миллиметром пытаться расширять границы духовные, благоволя к закону Господа и размышляя над ним.

Не стоит ожидать победы во всей войне от удачно проведенных одной-двух операций (нам никогда не победить в этих сотворенных из плоти и крови телах, как уверен думают многие верующие, по крайней мере, я). И это приводит в отчаяние, к чувству неудовлетворения, к недовольству собой, к желанию махнуть на всё рукой. Мы думаем, что встретив на своем пути грех, мы легко справимся с ним, убрав его пальцем с нашего пути. Знаю, о чем говорю, ибо думал так, когда крестился. Я думал, что стоит покрепче сжать зубы и можно не только достичь совершенства, но и оставаться таким. Но, увы, так долго продолжаться не может. Помню, что я чувствовал, когда пал со своего предполагаемого возвышенного и твердого положения (возможно, Бог помнит и другие подобные случаи), помню острое чувство навсегда потерянного Царства. Из разговоров с другими верующими знаю, что и остальные переживали нечто подобное в неоперенный период сразу вскоре после крещения. Часто после этого, многие снова возвращаются и встают на путь, но, уже обременяя себя многими неудобоносимыми веригами, что, если во время не извлечь необходимое наставление из собственного грехопадения, может плохо кончиться.


Трубочный диавол

Очень хорошо было сказано в древности (не совсем точно, но всё равно мудро), что нельзя просто выставить диавола за дверь, его нужно уговорить, и тогда, однажды, он сам уйдет. Как-то один из очень уважаемых верующих (ныне упокоившийся во Христе), рассказывал о своем отце, который до своего крещения был долгие годы заядлым курильщиком трубки. После крещения он решил, что курение оскверняет его тело, и что оно вообще является вредной привычкой. Сразу после крещения он выбросил трубку, лежащую до этого на висевшей над камином полке, твердо решив больше не оскверняться табаком. Так решил он, но не его тело, у которого было свое мнение на этот счет! Вскоре на каминной полке появилась новая трубка. Он понимал, что сам помогает вернуться своему «трубочному диаволу». Из этого он извлек хороший урок, который перешел и к его сыну, постигнутый им с самого начала жизни в истине.

Как же многим верующим все еще приходится постигать такое наставление!? Мы пытаемся прогонять грех через дверь. Неудачно. А потому, как правило, и думаем, что не способны на это! А в результате у нас возникают трудности с надеждой на воздаяние Божие. Мы думаем, что угодить Богу невозможно. Верим, что Он есть, и что ищущим Его воздает, но не включаем себя в эту категорию ищущих. Наши темные стороны проглядывают за одетыми на нас масками, нашептывая, что это не для нас, что мы далеки от праведности.

И это, действительно невозможно… для нас! Но не для Бога!

Если какой-либо грех не удается выставить за дверь (что порождает неверие в праведное воздаяние от Бога), не стоит отчаиваться и махать на себя рукой. Можно заблуждаться, полагая, что всего лишь одного праведного поступка достаточно, чтобы навсегда позабыть и об отчаянии и об отвращении к самому себе. Это далеко не так. Чувство вины и собственной недостойности должно вести не к постоянному ощущению вины и безнадежности, а к покаянию и возобновлению надежды.


Один талант несчастного

Если то, о чем я пишу, касается вас, тогда, пожалуйста, помните, чему учит притча о талантах, о том человеке которому был дан один талант (Мф 25,14-30). Эта притча говорит обо всех Христианах мира, считающих себя неспособными даже в малом добиться успеха. Единственно истинным грехом является вера в безнадежность, которая в свою очередь исходит от веры в то, что Христос почему-то является жестоким, что Он хочет получить от нас больше, чем мы можем дать. Ему нужно совершенство, мы же можем предложить Ему всего лишь свои неспособности. Вывод – у нас нет надежды.

Твердо верю, что «плач и скрежет зубов» отверженных пришедшим Христом, в большинстве случаев будет вызван внезапным осознанием, насколько легко они могли преуспеть! Они же, перестав надеяться, не поняли этого. Пускай не внешне (их маски держались на них), они чувствовали себя отверженными внутри. Для них «истина» казалась крутой, неодолимой вершиной, которую им необходимо покорить. И они, карабкаясь по ней, не замети, что рядом существует эскалатор, к которому вел указатель: благодать, милость и всепрощение.

Человеку с одним талантом из притчи нужно было всего лишь отдать его торгующим, тем, кто мог использовать его с прибылью. Задумывались ли вы над тем, что на самом деле это означает? Пытались ли вы понять истинный смысл? Можно быть уверенным, что талант в любой притче является даром Божиим, позволяющим человеку познать истину. Бог дает нам его после нашего призвания. Для некоторых способность познавать истину и жить в ней кажется самым лучшим из всех, предлагаемых нам даров. Похоже, тем, кому было дано пять и десять талантов, были духовно способнее всех остальных. Но ведь именно о них сказано, «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк 12,48). Какое счастье не быть в их числе!

Но у человека с одним талантом есть и существенный недостаток, ибо он считал, что Бог настолько жесток и несправедлив, что хочет, чтобы и он заработал двадцать талантов, чтобы и у него были такие же способности, как и у его более духовно даровитых товарищей. Само собой, что Богу это было бы гораздо угодней (и я уверен, что когда-нибудь так и будет), но говорить о том, что Бог требует от нас такой духовности уже сейчас, было бы ошибкой. Ведь Богу всего лишь нужно, чтобы мы хоть что-нибудь сделали с нашим даром, с нашими способностями, и сделали что-нибудь доброе, а не просто закопали его. Закопать талант, равносильно признанию в том, что я никогда, ничего хорошего не делал и не сделаю, а потому и не просите!

Если деньги не используются, они не приносят прибыли. Деньги берутся в долг для того, чтобы воспользоваться ими. Деньги должны работать. Закопать же их, как в притче, означает, что у вас вообще нет денег. Эти деньги принадлежат Богу, они взяты в долг у Него (один талант), а потому Он имеет право взять его обратно… с прибылью. Разве это трудно!? Ведь этот талант мы держали в своих руках!

Что же нужно сделать, чтобы получить прибыль? Как получили ее остальные из той же притчи? Как получить «прибыль», отдав данный нам талант «торгующим»?

Этот талант – дар познания истины. Как мы можем отдать то, что было дано нам, торгующим для получения Богом прибыли? Как лучше поступить? Если вспомнить, что мы раньше говорили о делах, станет понятным, что спрашивать, что нам делать, бессмысленно. Кому был дан один талант, ничего особенного делать было не надо. Ему нужно было просто не пренебрегать тем, что ему было вверено. Ему нужно было измениться!

Когда бы вы ни ощущали чувство беспомощности и безнадежности, думая о пришествии Христовом, всё, что от вас требуется – изменить не то, что мы делаем, а свой образ мыслей. Самого себя! А для этого нужно всего лишь перестать ощущать себя безнадежно потерянным человеком, маловером и недостойным Бога и Царствия Его. Ваше положение зависит от того, как вы на него смотрите. Ваши мысли зависят от того, о чем и как вы думает! Небольшое изменение помыслов может многое изменить.

Истина состоит в том, что человек, которому был дан один талант, имеет такую же надежду на духовность, как и тот, кому было дано десять. Каждому было дано столько, сколько он может отдать Богу. Необходимо понимать, что Богу угодно, чтобы мы все смотрели на Него, ожидая великого воздаяния, даже, несмотря на все свои слабости и грехопадения. Это должно быть Ему угодно, ибо мы тем самым являем Ему, что кое-что понимаем и ценим в Его качествах, как и то, что мы верим всему сказанному Им о любви, прощении, благодати и милосердии. Если вы действительно боитесь Бога и опасаетесь тщетности ваших надежд на Его милосердие, взгляните на Псалом, где говорится, что Господь благоволит «к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Пс 146,11).


Верующие должны веровать

Если мы верующие, то должны верить. Тавтология, не так ли?! И все-таки задумайтесь над этим. Ведь вполне возможно считать себя верующим, давно не веря. Ведь вера включает в себя две составляющие: веру в Бога и веру в то, что Он воздает вам. Итак, можете ли вы все еще называться верующим?


Пользуйтесь моментом!

Как только мы замечаем в себе настоящую веру, веру будущую, мы становимся совершенно другими людьми. Мы перестаем попусту молоть воздух, ведя бой с собственной тенью, начинаем проще смотреть на жизнь, что неизбежно ведет к тому, что мы отдаем свой талант «торгующим». Верующие в Бога и в свое собственное будущее, сильно отличаются от вечно сомневающихся во всем, всегда мрачных людей. Сама вера отличает их от сомневающихся в себе и вере людей! От истинного верующего на всех окружающих исходит добро. Так талан пускается в оборот. Дар знания разделяется с другими. Верующий просто-напросто естественно поступает так, как нужно – отдает миру сему свой талант для торговли. Другие из притчи, у кого пять и десять талантов уже делают это, неимоверно увеличивая то, что было дано им. Они удваивают дар Божий. И главное в этом, что от их торговли получают прибыль не только люди, но и они сами. Разделяя благовестие с другими, они тем самым увеличивали и укрепляли собственную веру. Именно это называется в бизнесе, «воспользоваться моментом», когда в выгоде остается и покупающий и продающий. Да и с духовной точки зрения Бог получает прибыль, когда Его служащий использует дарованный талант надлежащим образом, ибо так Он приобретает Себе души.

Ну, это в лучшем случае. А что в худшем? Что если человек не чувствует в себе сил и умения идти в мир и торговать в нем? Что если вы думаете, что не способны благовествовать? Что делать? Отдать талант «торгующим». Отдайте его тем, кто умеет торговать и получать прибыль. Благовествуйте собой, своей жизнью, своим поведением. Другого не дано!

Попробуйте посмотреть на эту притчу с точки зрения иудейского мышления. Не забывайте, что эта притча была рассказана евреям. По иудейскому закону (по закону Моисееву) израильтянам запрещалось давать в долг под процент иудеям, получать прибыль от своих братьев, от своего народа. Прибыль они могли получать исключительно от других, от язычников. Так что на притчу Христа и на прибыль от одного таланта нужно смотреть с этой точки зрения.

Основной вывод притчи состоит в том, что даже один талант может быть пущен в оборот. Богу угодно даже то, что мы не идем по всему миру с Библией в руках, ибо Он благоволит даже к тем, кто просто не зарывает данное ему от Бога в себе, а являет свою веру окружающим, тем самым благовествуя миру не на словах, а на деле. Своим собственным поведением. Если мы просто живем в этом мире по истине, мы уже влияем на него, изменяя его. Прибыль же получает Бог, когда люди видят наше житие, видят нашу веру в Бога и нашу уверенность в своем будущем.

Я знаю, о чем говорю. Меня привел к истине брат, который никогда прямо не благовествовал мне. Работая вместе, он проводил свой день всего лишь так, как и жил, не строя из себя ничего, оставаясь просто верующим, твердо веря в то, что ему было открыто. Любой, призывающий Бога в этом мире и не скрывающий этого, так или иначе, рано или поздно, не сможет скрыть своей веры от окружающих. Так что благовестие вполне возможно и без ораторского искусства!

Бог не требует от нас больше, чем мы можем Ему дать, ибо помнит, что и сколько дал каждому! Кому много дано, с того больше взыщется, из чего следует, что от того, кому дано меньше (не говорю, «мало», ибо знание истины о Царстве грядущем, нельзя назвать «малым»), взыщется меньше. Не падайте духом, кому вверен лишь один талант! Бог не будет жать то, что не сеял. Просто Он хочет, чтобы мы не скрывали от мира ни себя, ни своей веры.


Прибыль от веры

Человек живущий своей жизнью, помогает обрести веру не только неверующим, его вера положительно влияет и на других верующих. Если в нас присутствует настоящая вера, мы понемножку «приторговываем» ею и между собой, когда делимся с другими своими радостными и уверенными ощущениями дня сегодняшнего и будущего, помогая и другим видеть и чувствовать то же самое. Если они всё еще лишены этого, мы благовествуем им свою веру. Если мы встряхиваем кого-нибудь в их духовной спячке своими рассказами о радости жизни в истине, мы получаем от своего таланта Богу немного прибыли. Ведь это, в конце концов, Его талант! Мы всего лишь отдаем его торгующим для получения прибыли, сами при этом ничего не теряя. Мы всего лишь пользуемся моментом! Если, отдавая талант другим, мы сможем разубедить кого-то, что Бог добр и совсем не жесток, Он от этого, получив прибыль, только выиграет. А потому никогда не закапывайте свою веру в вознаграждение Божие. Христиане, живя по новому завету, не должны уподобляться иудеям, жившим по ветхому, от веры которых окружающим их народам было ни тепло, ни холодно.


Нынешняя вера

Нужно так же отметить, что «уверенность в невидимом» не обязательно является уверенностью в будущем, уверенностью в Царстве Божием и пришествии Христа. Есть еще три вещи, о вере в которые стоит задуматься. Первое – видимость руки Божией в нашей сегодняшней жизни, второе – видимость ее в жизни народов, и третье – видимость ее в прошлом, чего мы видеть не можем, а только верить в нее.

Действий Бога в нашей повседневной жизни прямо не видно, они становятся заметны лишь со временем в своих проявлениях. Не видно Его руки и в делах мира сего, которые также проявляются лишь со временем. Чудеса, совершавшиеся Богом, и описанные на страницах Библии, творились Им лишь в прошлом. Нам же, дабы угодить Богу, необходимо иметь наитвердейшую веру в то, что всё так и было; а мы хотим угодить Ему, не так ли?!

Чтобы быть верующими, нам, как я уже говорил, нужно веровать. Быть верующим означает верить самому, а не только называться «верующим». Это подразумевает, что мы верим в существование Бога, верим в Его воздаяние нам, верим в Его руку, действующую сейчас, в прошлом и будущем, и что эта вера существует вне зависимости от веры наших братьев и сестер по вере. Мы должны верить сами. Вера не может утверждаться свыше, вера не клуб по интересам, членами которого мы можем стать лишь потому, что его члены стремятся в Царство Божие. Вера – совсем, совсем не это. Все мы, ты и я, он и она – не случайные здесь люди, ибо все мы, каждый в отдельности, составляя одно целое, идем вместе по одному духовному пути, ведущему в Царство.

Не отрицаю, что каждый из нас оказывает духовное влияние на всех остальных, но вот, что также верно, мы бы никогда не оказали никакого влияния на других, если бы, в первую очередь, не позаботились о своем собственном духовном благе. Мы не сможем укреплять веру других, не укрепив ее прежде в себе.


Вера потом

И наконец, вспомним о необходимости нашей веры в дела десницы Божией в прошлом. Вера была, есть и будет во все времена. Вера охватывает будущее, подкрепляет ныне и утверждает то, что было соделано в прошлом.

Когда дело доходит до нашей веры в дела Бога в прошлом, мы, прежде всего, начинаем сознавать, что вся наша вера основывается на том, что происходило когда-то. Основанием всех наших надежд являются смерть и воскресение Иисуса Христа. Спасение. И, если мы верим в Бога и Его воздаяние нам, нам также необходимо верить и в свое собственное спасение, то есть верить и считать, что Иисус Христос умер и за каждого из нас. Ведь и Христос так считал! Он считал Себя Спасителем каждого человека в отдельности, со своими только ему присущими особенностями, своими сомнениями, надеждами и страхами. Он не смотрел на нас как на огромную бездушную и безымянную человеческую массу.

Глядя на фотографию в газете, вы видите общую картину того, что хотел изобразить фотограф, но стоит посмотреть на снимок через лупу, можно увидеть, что всё изображение состоит из множества мелких, отдельных точек, составляющих вместе, одно целое. Иногда и нам полезно мысленно смотреть через лупу на то, что говорится о нашем спасении и о Царстве Божием, чтобы через нее разглядеть во всеобщем спасении человечества тех людей, из которых и состоит это человечество. Таких, как ты и я. Тысячи мелких точек составляют всё изображение целиком, без которых не было бы и самого изображения.

Такова составляющая плода Духа, называющаяся «верой». Верьте в Бога и спасение, верьте в свое спасение, и ваша жизнь станет лучше. Лучше станет жизнь и окружающих вас людей, чем вы и угодите Богу. А что может быть лучше этого?! И все остаются в прибыли!