Глава тринадцатая

Кротость (πραότης)


ЛЮБОЙ писавший или говоривший о Библейской кротости всегда подчеркивал, что кротость не имеет ничего общего со слабостью. Мы очень редко в наших разговорах употребляем слово «кротость», и еще реже при похвале человека. Как правило, называя кого-то кротким, мы подразумеваем, что этот человек мягкотел, бесхарактерен, ну, такой, о котором говорят, что он «ни рыба, ни мясо».

И все-таки «кротость» является одним из плодов Духа, и здесь что-то определенно не сходится. Что-то не так! Кротость не может быть свойством верующего, к которому, не имея его, надо стремиться! Можем ли мы, пожелав стать кроткими, стать ими? Именно так мы начинаем полагать, когда задумываемся о кротости. Однако и здесь, как и во всех остальных случаях с составляющими плода Духа, понятие кротости гораздо глубже, чем мы, как правило, себе представляем.

Праотцы в Послании к Галатам 5,23 под словом «кротость» не подразумевали робость, или слабость, ибо это слово означало СДЕРЖАННОСТЬ. Человек кроток, когда сдерживает себя, ограничивает свои потенциальные возможности, когда человек не злоупотребляет обладаемыми им возможностями. На самом деле, как это будет видно позже, истинной кротостью может обладать только верующий, ибо она является результатом той уверенности и силы, возникающих в нас от веры Богу.

Уильям Баркли по поводу употребления греческого слова «кротость» праотцами говорит, что этим словом они описывали мягкое свойство вещей, например, легкое дуновение ветра, мягкость, нежность человека. Баркли утверждает, что это слово «содержит в себе ласку». Им можно назвать какое-нибудь большое и сильное, но добродушное животное, например, лошадь-битюга, или вола, на которых одинаково можно пахать землю и катать детей. Такие животные сдерживают свои силы. Кротость верующего не означает его слабость. Он крепок и силен, как сын Божий, однако его сила и крепость видны в его сдержанности и кротости. Им есть чем похвалиться, но они не делают этого.

Некоторые люди робки от рождения, унаследовав в себе скромность и сдержанность, а потому можно подумать, что они уже на голову впереди всех остальных во взращивании этого духовного плода. И это не так. Робость – это признак страха, а страх не имеет ничего общего с Библейской кротостью (если только это не страх Божий). Робость же – страх перед людьми.

Мы здесь не говорим о той кротости, которой обладает достигший большой власти неверующий. Такие люди могут быть от природы скромны, или научиться сдерживать себя на людях, но это, в любом случае, не является духовной кротостью. Для того, чтобы стать действительно кротким и угодить Богу, нужно стать кротким в том понимании, в каком о кротости говорится в Библии.

Это касается всех верующих. Врожденная кротость не считается плодом Духа. Кротость, к которой мы стремимся, не врожденная скромность, которую можно по ошибке принять за Библейскую кротость, вменяя ее в собственные заслуги. Истинная кротость созревает в нас в процессе желания слова Божия и размышления над ним.


Бог и кротость

Сам Бог Вседержитель являет Собой пример кротости. Нам трудно называть всемогущего Бога кротким, но разве Он не являет нам преизобилие Своей кротости в Своем, например, долготерпении? Как только мы начинам понимать, что кротость представляет собой умение сдерживать себя, мы начинаем понимать преизобилие кротости Бога. Представьте себя на мгновение всемогущим, всеведущим, вездесущим и величественным Богом. Это трудно, но все-таки попробуйте! Его великолепие настолько величественно, что мы не можем видеть Его лицом к лицу. Если бы сила и слава Божия вдруг нечаянно осветила наш уголок Вселенной, мы просто не выжили бы. Ничего не устояло б перед все проникающим светом славного величия Божия.

Павел, обращаясь к Тимофею, пишет, что Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1Тим 6,16).

Бог общается с человеком не прямо, а через Своих вестников, Ангелов, но даже, если он являет всего лишь малую часть Божественной силы, лице Ангела может быть устрашающим. Народ Израильский в ожидании Моисея у подножия горы Синай, когда Бог давал ему десять заповедей, будучи свидетелем величия Божия, «отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх 20,19).

Сила Божия и Его слава настолько несоизмеримы с человеческими, что нет ничего удивительного, когда мы вторим псалмопевцу: «Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его» (Пс 8,5-6)? Зачем мы вообще нужны Богу? И все-таки, если верить этому псалму, зачем-то нужны.

То, что великий Творец всего помнит тебя и меня, что Он любит нас, ведя к спасению и к окончательному воссоединению с Ним – это еще одно проявление кротости с Его стороны. Он настолько нежно обращается с нами, настолько аккуратно являет Себя, что мы едва видим Его проявления в этой жизни, сомневаясь в Его могуществе и даже в самом Его существовании.

Он говорит нам в слове Своем. Он ведет нас Своим невидимым нам провидением. Он послал Своего Сына умереть за нас, чтобы явить нам путь Свой. Он слышит наши молитвы. Он предлагает возложить все наши заботы на Него, ибо Он заботится о нас. Все это гораздо больше, о чем любой из нас может рассчитывать и желать. Только Бог, Который есть любовь, может поступать так. И главным в этой любви является кротость Божия – сдержанная сила.


Кротость Христа

Христос в ночь Своего предательства остановил Петра, пытавшегося защитить Его мечом, сказав, что Бог, если бы это потребовалось, мог послать двенадцать легионов Ангелов, чтобы спасти Его (Мф 26,52-53).

Одним из искушений Христа в пустыне было предложение явить всем людям (и священству в том числе) Свою власть и силу, бросившись вниз с крыла храма. Ведь в Псалме 90-м прорекается о том, что Ангелы не дадут Ему разбиться: «на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс 90,12). Так что Он мог явить и такое явно видимое всем чудо!

Более того, по крайней мере, три раза рассерженная толпа грозила убить Иисуса (Лк 4,29-30; Ин 8,59; 10,39), но Он, не применяя против них никакой силы, тихо уходил от них. В этих и подобных случаях, Ангелы, на вполне законных основаниях, могли на деле исполнить пророчества о непреткновении Христа.

Во всех упомянутых случаях Иисус мог явить Свою силу, противостоя искушениям, и это было бы вполне естественно, нежели сдерживать Свои возможности, являя кротость. Христос в любой момент мог употребить дарованную Ему силу, но ни разу не воспользовался ею ради Себя. Одно это отличает Его ото всех остальных людей.

Многие ли, получив без меры силу Святого Духа, способны использовать ее с умом и не для себя? Христос был единственным Человеком, Кому было даровано такое могущество, которое было вверено Ему за Его кротость.

Однажды Герберт Уэльс написал историю под названием «Человек, который умел творить чудеса». Не о Христе. Эта история была об обыкновенном человеке, которому ангелы на время, чтобы узнать, он будет делать, были даны необыкновенные способности. История заканчивается тем, что весь мир погружается в хаос и находится на грани гибели по причине неспособности человека исполнить свои благие намерения. Не думаю, что кто-то из нас смог бы сделать что-то лучше, чем он. Уэльс приходит к выводу, что для таких обыкновенных людей, как вы и я, сделать что-нибудь с помощью необыкновенных способностей, просто невозможно. Для этого нужен такой же необыкновенный человек.

Иисус никогда не забывал, что Его сила была не Его. Он хорошо знал, что Сам от Себя Он ничего не может (Ин 5,30). И в этом знании видна Его величайшая кротость. Но в том же самом знании кроется и тайна нашей кротости. Любое наше умение, любые способности, всё, что бы мы ни делали, является производной Отчей кротости, и Иисус всегда отлично сознавал, что источником Его силы был Его Отец. Когда Иисус совершил чудо воскресения Лазаря, Он сказал для стоящего там народа: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Обычно Он благодарил Бога не напоказ, в уме, всегда зная, Кто является настоящим источником всего! Он был, и остается Человеком, обладающим истинной Библейской кротостью, Человеком, умеющим контролировать Свои силы.

Пророк Захария предсказывал вход Иисуса в Иерусалим, называя Его «праведным и спасающим, кротким, сидящим на ослице и на молодом осле», что особенно подчеркивает кротость Иисуса (Зах 9,9). Это было классическим примером сдерживания Своих возможностей. Принявший в наследие весь этот мир, совершал Свой «торжественный вход» без предварительного оповещения, без торжественно облаченной свиты, сопровождавшей Его без фанфар впереди и сзади. Он просто въехал на осленке в ворота Иерусалима на радость тех, кто вскоре возжаждал Его крови.

Только представьте себе, что бы мог сделать Христос, воспользовавшись Своими, или дарованными Ему, возможностями! Он мог совершить такое, что поразило бы воображение всех видевших Его. Вместо этого, Христос всю Свою жизнь от рождения до крестной смерти злодея, прожил кротко, как Агнец Божий.

Кстати, не стоит забывать, что Он вскоре приидет, как Лев из колена Иудина непоколебимый и твердый ко всем врагам, установленного Им Царства Божия. Его власть и могущество будут и тогда полностью в Его власти, что, конечно же, не значит, что Он не будет пользоваться ею по необходимости. Тогда употребление ее будет уместно и своевременно, что и было подтверждено изгнанием торгующих из храма, что было прообразом изгнания закореневших нечестивцев из Царства Божия.

Если вы когда-нибудь удивлялись, как мог «мягкий, добрый и кроткий» Иисус поступать совсем не так, как хором поют сладкоголосые «христиане» на «рождество», насмехаясь над отсутствием кротости у книжников и фарисеев, то вы просто не понимаете сути настоящей Библейской «кротости», путая ее со слабостью и робостью. Быть кротким по Библии, значит не пользоваться своими собственными силами. Не полагаться на них. И этому надо научиться у Бога, научиться сдерживаться и не использовать свои возможности в своих личных интересах. Когда бы Христос видимо не отступал от общепризнанных Своих кротких качеств, Он всегда поступал так не для Себя, а по воле Божией, являя людям Его силы и возможности.


Кротость человеческая

Давайте теперь проделаем очень, очень длинный путь от кротости Божией и кротости Христа к кротости человеческой. Не примечательно ли то, что Бог Вседержитель и совершенный Христос могут являть настоящую кротость перед слабым, испорченным, но очень самонадеянным человечеством!? Возможно, что это одна из причин того, что Они всемогущи и совершенны, а мы слабы и испорчены!?

У нас нет ничего своего. Вспоминается, что сказал Уинстон Черчилль, когда услышал, что его политический соперник Климент Эттли, очень скромен. Черчилль ответил в присущем ему стиле, что ему необходимо быть скромным. Нам всем необходимо быть скромными, ибо всем нам свойственно мечтать о себе, преувеличивая самые мелкие, но зато свои, достижения. Мы редко видим еще что-то, или кого-то, кроме себя. Задумывались ли вы, что Богу ненавистны «глаза гордые» (Пр 6,17), что «мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Пр 16,5)? Кому Иисус хотел сказать, что «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 14,11)?

Ах, если бы большинству людей хватало сил быть кроткими! Мы же все хотим выглядеть «крутыми» и сильными. Мы понимаем свою слабость и зависимость от других, а потому и хотим, чтобы другие зависели от нас. Это гораздо заметнее бросается в глаза, нежели кротость, присущая любому по-настоящему сильному человеку, но которую многие путают со слабостью. Нам нравится, когда думают о нас, что мы сильны, даже, если это не так на самом деле.

Огромнейшим препятствием для верующего в приобретении настоящей Библейской кротости, является то, что другие могут счесть ее за слабость. Нам не нравится, когда нас считают слабыми. Мы с подозрением и неприязнью смотрим на тех, кто успешнее нас, боимся находиться в тени, боимся, когда никто не обращает на нас внимания. Такие страхи ведут к самоутверждению, к попыткам выделиться.

А потому мы, вместо того, чтобы просто работать «как для Господа» и довольствоваться этим, заботимся и беспокоимся о продвижении по службе, пытаемся привлечь внимание начальства к своим заслугам. Библейская кротость верующего – способность видеть то, что, чтобы вы ни делали, вы делаете для Господа, стараетесь угодить Богу, а не нынешнему начальнику. Вы знаете, что ваше будущее зависит не от мнения начальства, а от Бога. Само собой, мыслящий так и ведущий себя соответственным образом, не будет спорить и с начальством.

Когда Иисус ответил Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше», - он просто кротко подтвердил истинное положение вещей (Ин 19,11). Пилат же совершенно не понимал Его. Он считал, что он, как правитель Иудеи, обладает властью над жизнью и смертью Иисуса. Какая глупость! Иисус знал истину и знал в Чьих руках находится истинная власть.

То, что было сказано Иисусом Пилату, было и остается истиной для всех, в том числе и для нас. Для всех в любых обстоятельствах. Никто и ничто не имеет власти над верующим, если она не будет дана ему свыше. У правителя Иудеи не было никакой власти над Иисусом, хотя он и считал, что она у него есть. Так и у начальников верующего, у его нанимателей нет никакой власти, кроме, дозволенной Богом.


Положись на Бога

Обладающий Библейской кротостью понимает, что буквально всё в его жизни, находится в руках Божиих, а потому не полагается ни на себя, ни на какого другого человека, а на Бога. Если же нам кто-то помогает, то и эта помощь, в конечном счете, исходит от Бога.

То, что мы полагаемся на Бога, не делает нас слабыми, одинокими и зависимыми (как могут думать некоторые). Наоборот, мы становимся сильны, целостны и, в некотором смысле, независимы. Надежда, возложенная на Бога, делает нас независимыми, так как мы становимся целостны, объединяясь с заботой и любовью Божией. Поскольку мы полагаемся на Бога, то можем не заботиться о жизни мира сего. Нам уже не нужно думать о том, что есть, что обуть и где жить, когда нас выставляют на улицу. Не думать о возможности наступления войны, не ломать голову надо всем тем, что беспокоит всех таких же как мы, простых людей.


«И истина сделает вас свободными»

«И истина сделает вас свободными»,– поразительно простая и явная истина того, что происходит, когда мы следуем по стопам Христа (Ин 8,32). Присутствующие Иудеи, абсолютно не поняли, о чем Он говорит. Они считали себя свободными, что, чаще всего, было не свободой, а упрямством. Они думали, что уже свободны. Они утверждали, что, будучи потомками Авраама, они не были рабами никому и никогда. Явное заблуждение! Иудеи в это время находились под властью Рима, да и до этого бывали в плену то Египта, то Вавилона.

Когда Иисус говорил, что «истина сделает вас свободными», Он имел в виду, что знание истины и жизнь по ней, освобождает человека от греха и всех, связанных с ним забот. Это не значит, что мы больше никогда не будем грешить, мы освобождаемся от жизни во грехе, от жизни греха. Служа Христу и Богу (посвящая себя этому в кротости), мы перестаем служить себе и греху. Крестясь во Христа, мы становимся служителями, рабами нового закона.

Также в Писаниях говорится о крещении во Христа, как об изменении жизни в Адаме в жизнь во Христе (1Кор 15). Любой человек рождается «в Адаме». У нас нет другого выбора – мы все семя его. Мы все обладаем тем же самым унаследованным, проклятым, грешным естеством. Когда же мы сознательно верим Христу, становясь «во Христе», причащаясь Его бессмертию, стремясь ходить духовными путями, мы приближаемся к бессмертию.

Когда мы становимся во Христе, Бог начинает смотреть на нас по-другому. Он становится нам любящим Отцом. Мы стараемся служить уже не себе, а Ему. Становясь чадами Божиими, мы перестаем быть рабами греха, убегаем от одного, злого и жестокого господина, к другому, принимающему нас как Своих детей. И так, «истина делает нас свободными», при условии, если мы кротки. Если мы перестаем полагаться и надеяться на себя, а полагаем все надежды исключительно на одного Бога. Что такое настоящая свобода можно узнать, исключительно живя в истине. Истина освобождает от неопределенности, от сомнений и страхов, от всяких крупных и мелких неприятностей, прогоняет прочь не дающие покоя мысли. Если мы действительно верим Богу, верим так, как Он хочет чтобы мы веровали, в нас не останется места страхам и сомнениям. Мы свободны от них!

Можно подумать, что все это легко говорить, а, вот я, верю, и все равно до сих пор забочусь, беспокоюсь и часто ощущаю чувство неопределенности. Да, я слышу и понимаю вас. И все-таки, о чем это говорит? Ваши мысли свидетельствуют о вас самих. Они не опровергают истины, на которую вы, как ни крути, так упорно жалуетесь, которую вы не воспринимаете лишь потому, что не сумели освободиться при помощи ее. А это говорит о двух, присущих вам качествах. Во-первых, что вам еще стоит поработать над такой стороной духовного плода, которая называется «кротостью», ибо вы не всегда и не во всем полностью полагаетесь на Бога. Вы можете узнать о Нем гораздо больше, чем вы уже знаете, все время помня, что вы не можете достичь совершенной кротости до пришествия Христа, Который сможет полностью освободить верующих от власти греха. Пока вы находитесь в этом смертном теле, всегда будет существовать пропасть между плотским и духовным. Пока вы можете быть кротки «постольку поскольку». Парадоксально, но когда вы понимаете, что никогда не были по-настоящему кротки, именно тогда вы и кротки. Так что не стоит уж слишком заморачиваться над этим. И, во-вторых. Грустно сознавать, что некоторые верующие считают, что свободу от жизненных проблем мира сего могут заменить лишь новые проблемы жизни в истине! Как правило, эти проблемы касаются тех же самых трудностей, которые мы уже обсуждали – проблем наших поступков, нашего поведения. Проблема та, что если мы будем недостаточно осторожны и внимательны, то сами поставим себя в нежелательное положение пред Богом. Можно решить, что, не зная истины, прежде чем уверовали, мы были лучше.

После исхода из Египта, народ Израиля был таким же. Они не поверили Богу, и, как следствие, сорок лет блуждали по пустыне. Они хотели даже возвратиться назад в Египет. Слава Богу, многие верующие не пали так низко и не хотят вернуться в этот мир. Однако, если, живя в истине, они продолжают беспокоиться о будущем, значит, время от времени, они вспоминают, как прекрасно себя чувствовали раньше. Такие могут даже завидовать тем, кто недостаточно загружен делами истины.

Единственной причиной наших беспокойств в истине, которые также не оставляла и Израиль, является то, что мы думаем, что должны получить всё благодаря собственным усилиям. Израиль видел в обетованной земле «народ великий, многочисленный и высокий», думая, что они сами должны изгнать их. Но ведь им этого не нужно было делать самим! Бог Сам хотел изгнать их, хотя и не без их помощи. Они же не могли поверить в это! Так и мы часто сталкиваемся с трудностями «великими, многочисленными и высокими», перед которыми считаем себя бессильными, думая, что не способны преодолеть их, хотя, на самом деле, преодолевать их предстоит не нам. Бог Сам преодолеет их, пусть и не без нас, да и то, если мы не будем против! Если, перестав оплакивать свою горькую участь, мы станем достаточно кротки, чтобы ввериться Его силе, то и Он либо разрешит наши трудности, либо дарует нам сил для терпения. То, или другое обязательно произойдет, если только мы перестанем считать, что и сами можем справиться со всеми своими трудностями в жизни. Быть верующим – больше чем креститься. Быть верующим, значит, жить по заповедям и надеяться на Царство Божие. Быть верующим – это целиком и во всем, отбросив все сомнения, неуверенность и страхи, полагаться на Бога. Если все станут жить, как истинные Христиане, кушетки психологов вместе с их кошельками, опустеют.

Возможно, вы не думали, что все наши тревоги и страхи результат нашей собственной самонадеянности. Можно думать, что все тревоги являются признаком нашей слабости, ибо тревога вызывает и чувство страха. К тому же наши опасения делают нас не столь самоуверенными, что, в общем-то, неизбежно. Ничто сильнее не уводит от истины, как чувство страха. Тревоги и заботы возникают, когда люди стараются надеяться лишь на самих себя. Они возникают, как следствие мыслей, «что можно сделать?»; «что, если бы я поступил так-то и так-то», или, «ну, что я могу поделать!?» Возможно, это не покажется вам чем-то действительно самонадеянным, и все-таки поверьте, как только вы начнете во всем полагаться на Бога, такие мысли исчезнут!


Уже было, уже видел, уже сделано….

Самонадеянность вызывает тревоги и ложную кротость, которая граничит с дерзкой наглостью, что уж точно никогда не спутаешь с настоящей кротостью. Как же страшно то, что почти каждое подобие, каждая видимость кротости похожа на саму кротость! И как же ужасно еще и то, что мы, сами того не замечая, склонны к претенциозности! В том числе и на кротость.

Каждому из нас приходилось встречаться с людьми, которые за пару минут при встрече могут рассказать вам, какая у них хорошая работа, чудесный дом, прекрасные соседи, как великолепно они провели эти выходные и что то, что вы сделали, или делаете, они уже давно сделали, или видели где-то сделанным, но, конечно же, лучше вашего!

По-настоящему кроткий человек тоже видит, слышит и делает многое, но вы никогда не услышите об этом, по крайней мере, от него самого. Об этом можно узнать от кого-нибудь еще, или в ответ на прямо поставленный вопрос, или же когда это непосредственно касается вас. Иначе никак. Такие люди не бросаются в глаза. Им этого не нужно. Им не нужно самоутверждение!

Хвастовство, каким бы незначительным оно ни было, является верным признаком неуверенности в себе. Человек, старающийся самоутвердиться, либо не доволен самим собой, либо тем, как он выглядит в глазах других. Такие не нравятся самим себе, пытаясь представить себя в лучшем, с их точки зрения, свете. Это слабая попытка исправить свое уродливое представление окружающих его людей. Такие завидуют почти всем и каждому, оценивая и сравнивая людей с самими собой. А потому они и думают, что судят обо всем с правильной точки зрения. На самом же деле, копни его поглубже и увидишь, что под его позолотой ничего нет.

По большому счету, все мы немного такие. Всех нас заботит мысль, что о нас думают другие. Все мы хотим производить на других лучшее впечатление, чем есть на самом деле. Все мы хотим быть такими, какими хотим быть. Когда же мы все-таки достигаем кротости, в нас исчезает и желание производить впечатление на других. Мы становимся безразличны к чужому мнению. Само собой мы продолжаем следить за своей репутацией, стараясь хранить ее безупречной, но при этом чётко сознаем, что она не зависит целиком от нас. О нас столько существует мнений, сколько существует самих людей, а потому мучиться по этому поводу совершенно бессмысленно. Единственное разумное решение – не обращать на это особого внимания. Единственно, Чье мнение о нас должно беспокоить верующего, так это мнение Бога. Но, вот, что удивительно, если верующий знает, что Бог благ и милостив, он никогда не впадет в отчаяние от того, что не достаточно хорош в Его глазах.


Кажущаяся реальность

Кротость включает в себя неограниченное упование на Бога. Это не только вера в то, что Он есть и постоянно видит тебя и все, что ты делаешь в своей ежедневной круговерти. Если все еще не понятно о чем говорю, представьте, что вы умеете ездить на велосипеде, а потому никогда и не поверите, если вас будут убеждать в обратном. Нельзя сесть на велосипед, не зная, что умеешь ли ездить на нем. Если вы действительно полагаетесь на Бога, то действительно перестанете считаться с мнением других о том, что вы говорите и как выглядите. Единственно, что вас должно волновать, что Бог думает о вас, а потому и быть спокойным, что Он может не так понять вас, или не правильно истолковать ваше поведение. Если вы по-настоящему кротки, то никогда не станете придумывать ничего, чтобы скрыть какой вы есть на самом деле. Главное – что Бог думает о вас, и что вы знаете, что Его не проведешь и не обманешь.

В наши дни часто приходится слышать о «виртуальной», кажущейся реальности. Кажущаяся реальность – это мир компьютерных игр и развлечений. Человеческое же воображение гораздо превосходит и способней любой компьютерной реальности хотя бы потому, что он сам создал компьютер и эту «реальность». Многим нравятся их собственные изобретения, свой мир. Не Божий! Знающим Божию истину необходимо помнить, что многие до сих пор живут веря, что этот мир создан и существует исключительно для них одних. Это равносильно тому, если бы они верили, что солнце вращается вокруг Земли. Но однажды настанет такой день, когда их духовный Галилей откроет и для них истину.

Несмотря на все старания выглядеть кротким, взгляните правде в глаза – пока вы всё еще полагаетесь на себя, вы не сможете быть по-настоящему кротким. Самое смешное состоит с том, что вы не можете сказать правду о себе ни себе, ни другим, ибо истину знает только сама истина. Истина сделает вас свободными. Библейская кротость человека настолько действенна, что ее не спутаешь ни с чем. Она лучше видима, чем нахальство, ибо в кротости проявляется Бог. Она может не выпячиваться наружу, может быть скромной, но все-таки всегда ярко выявляет постоянную, никогда не увядающую уверенность в Боге. Уверенность в себе ограничена и кратковременна, уверенность же основанная на Библии безгранична и вечна.

Если кто-то скажет, что ему недостает кротости быть Христианином, возможно, такой человек видит в кротости нечто не очень положительное. И как же он не прав! В конце концов, что лучше, полагаться только на себя, на свой ум и на свои силы, или полагаться на мудрость и силы Божии? Выбор сделать не сложно! Так и Апостол Павел пришел к выводу, что «когда я немощен, тогда силен» (2Кор 12,10). Когда он вынужден был полагаться на Бога, он оказывался силён, как никогда прежде. Именно поэтому он благодушествовал «в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа». И это кажущееся и легко примиримое противоречие. Ведь и мы, как Апостол Павел, можем делать то, что можем делать, что нам по силам, забывая, что все зависит от Бога. Обстоятельства же все время приземляют нас, напоминая о кротости, ибо, даже живя в истине, Богу угодно, чтобы мы научились жить, полагаясь не на свои, а на Его силы. Ему угодно, чтобы мы, живя в этом мире, не принадлежали ему, не были такими, как все остальные духовно равнодушные люди.


Что Бог и человек могут вместе?

Этот вопрос часто возникает у верующих, когда разговор заходит о том, во всем ли, а если не во всем, то в чем можно и нужно полагаться на Бога? Причина возникновения таких вопросов, тоже очевидна, ибо что-то должны делать и мы сами. И здесь нет противоречия в вере, что Бог делает все на благо нам, и что мы можем во всем полагаться на Него, и что от нас самих ничего не зависит.

Однажды я услышал по радио рассказ, который поначалу привел меня в негодование. Рассказ был о человеке, купившем заросший бурьяном и заваленный мусором заброшенный кусок земли. После долгого и упорного труда, этот человек превратил этот заброшенный клочок в чудесный сад. Однажды его друг, глядя через забор на красивые разросшиеся цветы и кустарники, сказал владельцу сада: «Не правда ли, какое чудо может сотворить Бог вместе с человеком?!» На что этот человек ответил: «Тебе стоило бы посмотреть, что было здесь, когда эта земля принадлежала одному только Богу».

Сначала, как я уже сказал, я разозлился. Рассказ, как я считал, был написан атеистом в насмешку над верующими. Я считал, что этот рассказ говорил, что Бог не участвует в наших делах, а потому и не стоит говорить, что от Него что-то зависит. Но вскоре я понял, что рассказ посвящен человеческому бессилию. Человек из этого рассказа не видел, не замечал, что без Бога не было бы ни клочка земли, ни бурьяна, ни мусора, к чему нужно было бы приложить руки; ни воды, ни еды для того, чтобы этот человек мог сделать что-то. Без Бога не было бы ничего и, конечно же, не было бы и самого человека.

Бог может обойтись и без помощи человека, но как же блажен человек, когда он сам, по своему собственному желанию, исполняет волю Его.

Мы не можем оставаться в стороне от всего, когда сами ничего не можем изменить в жизни, что-то все равно продолжает удерживать нас от мысли предоставить все Богу. Все хорошо в свое время. Не будет лишним сознавать свое бессилие и полагаться на всемогущество Божие всегда и во всем, но сознавать это и жить так разные вещи! То, что мы полагаемся во всем на Бога, не значит, что нам можно взвалить на Него буквально все свои дела и заботы. Не стоит превращать свои заботы в повод для беспокойств. Доверьте это Богу. Конечный результат того, что мы делаем, не зависит ни от нашего старания, ни от нашего умения. «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Пр 16,9).

Мы свободны выбирать, что и как нам делать, сколько тратить сил и времени, однако, слава Бога, в конце концов (ведь об этом мы и молимся!), не зависит от нас. В некотором смысле, ни добро, ни зло в жизни верующего, как и сама его вера, не во власти верующего. Единственно, во что ему нужно верить, что всё, буквально всё, и хорошее и плохое и все наказания исходят от любящего нас Бога. Хорошо бы всегда сознавать это и помнить, что именно так все и происходит в жизни.

В стихотворении Киплинга, «Если», в переводе Маршака, есть такие слова:

«И будешь тверд в удаче и в несчастье,

Которым, в сущности, цена одна».

Эти слова написаны при входе центрального корта, где проходят все соревнования Уимблдонского турнира. Киплинг нутром смог понять, что не могут понять многие верующие, что удача и несчастье относительны и существуют лишь в нашем сознании, в том, как мы воспринимаем то или иное событие… если только нам хватает кротости и сил полагаться в этом на Бога!

Мы что-то делаем, планируем на будущее, задумываем, но при этом не полагаемся на себя, думая, что все будет так, как мы решили. Мы делаем лишь то, что можем сделать, живем в зависимости от того, что происходит, от того, что делает Бог. И это кротость. Или как осознал мудрец Екклесиаст, «не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время (которое в руках Божиих) и случай (случается ли что-то без Бога!?) для всех их» (Еккл 9,11). Лишь младенцы не знают, что в жизни далеко не всегда все идет так, как задумано! По логике в беге побеждает быстрейший, а в бою – сильнейший. Но не всегда, как не всегда награждается и более умелый. Результат всегда зависит от Бога, и то, что лучше, решать не нам, а Ему. Обладающий Библейской кротостью, сознает это, а потому всегда и оставляет последнее, решающее слово Богу, что хорошо, а что не очень, не обращая внимание на то, как это выглядит в чьих-то еще глазах. Ничто в жизни верующего не происходит просто так, случайно.


Да будет на то воля Божия

Среди верующих, а иногда и неверующих, принято говорить, «да будет на то воля Божия», и эта присказка становится излишней, если вы понимаете, что всё в этой жизни происходит по Его воле. На деле же эта присказка встречается и в Писаниях, советуя нам с уверенность не загадывать и не планировать в повседневной жизни ничего, даже на ближайшее будущее. Излишне частое употребление этого выражения ведет к риску потери сути значения его. Это может обернуться в привычку говорить не задумываясь, даже, когда собираешься сделать явное зло.

Это похоже на присказку «с Богом». Однажды я спросил своего коллегу по работе, который почти каждый телефонный разговор заканчивал этой присказкой, верит ли он в Бога, он был поражен. «Что ты имеешь в виду», - спросил он? Мне нечего было ответить. Еще раз спросить его, что он имел в виду, говоря «с Богом», но ведь уже и так было ясно, что это было его привычным выражением, которое он все время повторял, не задумываясь о его значении?

То же самое может случиться и с «да будет на то воля Божия», даже у верующих, среди которых есть и исключение, это те, кто стал по-настоящему кротким.

Всем нам, верующим и неверующим, свойственно также по привычке неосознанно говорить, что «все будет хорошо». «Все хорошо, во вторник пойду на рынок». Это не значит, «да будет на то воля Божия», по крайней мере, мне так кажется. Это просто привычное, ни к чему не обязывающее выражение, упоминающее «бога» в безбожном мире. Да и что на самом деле оно может означать, если при этом вокруг нас ничего не происходит? Слова, «все будет хорошо», на самом деле, отводят Божиему провидению, довольно-таки зловещую роль. Ведь на самом деле это значит, что все будет хорошо, хорошо так, как я считаю быть должно, и без вмешательства Бога, которое может лишь все испортить.

Когда верующий говорит, «да будет воля Божия», говорит обдуманно, не по привычке, да видит он и сознает благую десницу Божию в своей жизни, с кротостью принимая от Него все, точно зная, что все, и хорошее и плохое, дается ему на благо Тем, Кому лучше нас известно, что для нас лучше. Если же он говорит, «все будет хорошо» по привычке, то он тем самым как бы утверждает, что, если задуманное им не исполнится так, как он думал, то это уже не будет «хорошо», и что десница Божия не то, на что можно полагаться в жизни.

Когда Иаков наставлял нас говорить, «если угодно будет Господу», он в первую очередь наставлял верующих своего времени, занимавшихся торговлей.

«Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак 4,13-16).

Такова уж наша жизнь, что все мы склонны за повседневными делами и заботами забывать про Бога. Забавно, но мы забываем Его как раз тогда, когда больше всего нуждаемся в Нем, ведь, как правило, только через повседневные дела Бог дает нам все необходимое. И это очевидный и явный путь, по которому к нам сходят от Него благодать и любовь.

Но именно работа заставляет нас забывать, что результат ее зависит от Бога. Можно думать, что наша работа и наша зарплата зависят от того, как хорошо мы трудимся, и что делаем, насколько мы умны и умелы, насколько полезны другим. Как и во времена Иакова, планируя свои дела, мы можем не учитывать присутствия Божия. Хорошо. В повседневных делах можно и не говорить, «да будет на то воля Божия», но это, по меньшей мере, должно присутствовать в наших мыслях и сердцах.

Каким бы делом вы ни занимались, будь вы руководитель или чернорабочий, работаете ли вы на кого-то, или у вас свое собственное предприятие, необходимо всегда помнить, что чтобы вы ни делали, вы делаете это «как для Господа». И даже тогда, когда вы не получаете зарплаты, если вы работаете на дому, пенсионер или безработный, вы всё также можете продолжать что-то делать, делая это «что-то» «как для Господа». Иаков не ограничивает нас словами, «если угодно будет Господу», когда мы говорим о делах наших – он советует говорить так всегда: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое».

Даже при планировании посещения врача, назначении обыкновенной встречи с другом или приятелем, не стоит забывать говорить про себя, «да будет на то воля Божия». Это станет легче делать, если выработать в себе кротость. Не нужно повторять их постоянно как заклинание, нужно всего лишь жить в духе кротости. Если вы действительно кротки, вы знаете, что все происходит по воле Божией, и что все находится в Его милостивых руках, и что вы во всем полагаетесь на Него.


Жизнь в кротости

Библейская кротость, с какой стороны ни посмотри, бесценное качество. Без настоящей кротости невозможна настоящая любовь, и чтобы поверить в это, посмотрите на нескорые из шестнадцати случаев, где упоминаются в Писаниях слово «πραύτης» (кротость) и его однокоренные слова.

Оно связано с любовью и прославлением в Господе (не себя), связано с поведением избранных Божиих, с нелюбовью богатства и любостяжания, связано с Христом и наследованием Царства Божия, с красотой и премудростью.

К тому же «кротость» три раза упоминается в связи с миролюбием. Библейская кротость мирна, ибо хранит мир. Тот, кто кроток, не любит скандалов, не ведет себя развязно ни в жизни, ни на работе.

Так и проповедование кротких пропитано добротой. Они не заигрывают с собеседником. Когда приходится наставлять верующих, они кротко допускают, что и сами могут заблуждаться как в учении, так и в поведении. Как быстро мы забываем о кротости, когда встречаемся с теми, кто из наших братьев и сестер, по нашему мнению, заблуждается! Можно оправдывать себя тем, что наши прямые и резкие обличения вызваны исключительно любовью, но если в этой любви нет кротости, то это уже не любовь. В такие минуты необходимо лишний раз удостовериться, что мы поступаем так не потому, что хотим доказать свою собственную правоту, а правоту Господа Бога. Не повторяйте ошибки человека, купившего клочок заброшенной земли, не воображайте, что без вас братство оказалось бы на грани гибели.


Кроткие наследуют землю

Мы не можем закончить разговор о кротости, не упомянув самое известное место, где говорится о ней: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Осмелюсь заметить, что даже в наше время, когда многие не знают Библии, это одно из «блаженств», с которого начинается «нагорная проповедь» (Мф 5,1-12).

Интересно, что «блаженств», как и плодов, тоже девять. Уверен, что и здесь перед нами описывается плод Духа, хотя и с несколько иной точки зрения. Девять блаженств – это не описание девяти, обладающих различными качествами, людей: нищих духом, кротких, алчущих и жаждущих правды и прочее. Это – не описание девяти, обладающих различными качествами людей, угодных Богу! Эти «блаженства» составляют различные стороны качеств любого верующего, любого святого, восемь из которых, включены в «любовь». Вот, как мне видится сопоставление составляющих этих двух понятий.



Блаженны

Плод Духа:

1

нищие духом;

долготерпение;

2

плачущие;

вера;

3

кроткие;

кротость;

4

алчущие и жаждущие правды;

праведность, воздержание;

5

милостивые;

любовь;

6

чистые сердцем;

милосердие;

7

миротворцы;

мир;

8

изгнанные за правду;

благость;

9

когда поносят, гонят и неправедно злословят за Христа.

радость.


Схожесть одних очевиднее других. Взять, к примеру, что связывает плачущих с верой? Плачущие должны плакать в вере, ибо только верующий может оплакивать веру, иначе верующий не может быть верующим! Вероятно, можно составить и более лучшие связи, и все же полагаю, что это сравнение все-таки точнее многих.

Как я уже заметил в шестой главе, в Писаниях есть целый ряд мест, описывающих плод Духа, среди которых список «блаженств» может быть легко незамечен. Думаю, многие не замечали связь блаженств с духовным плодом. Так и я долго не обращал внимания на один из них в Ветхом Завете, и сколько же было радости, когда я наконец-то обнаружил его. Уверен, есть и другие.

Так, что нам дает соединение «блаженств» с Духовным плодом?

Блаженны все, кто любит эти качества, ибо их есть Царство Небесное, ибо они утешатся, наследуют землю, насытятся правдой, помилованы будут, Бога узрят, будут наречены сынами Божиими, ибо велика их награда на небесах.

Для гордых, нечестивых, непокорных, полагающихся на себя и на силы мира сего, для тех, кому смешна сама мысль, что кроткие могут наследовать землю, все это совершенно неприемлемо. Они не могут видеть настоящего источника силы, не могут видеть, что истинная сила заключается в покорности Богу. В конце концов, все, не желающие подчиниться Ему, просто исчезнут с лица земли, о чем недвусмысленно говорится в Псалме 36: «кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира», (ст 11), что подтверждает и Христос, цитируя часть этого стиха.

Христу воистину угодно даровать Свое Царство кротким, которые не только кротки, но, конечно же, обладают и остальными качествами любви. Такие люди по праву наследуют рай Божий. Вспомните, что плод Духа это то, какие мы есть, а не то, как поступаем, ибо часто поступки наши не соответствуют тому, какие мы на самом деле. Все составляющие духовного плода, это составляющие наших качеств, которые угодны Христу. Это те качества, которые всем нам необходимо взращивать, а они, как я уже говорил, напрямую зависят от здравого и верного отношения к жизни.

На самом деле, осмелюсь закончить эту главу довольно неуклюжим каламбуром, что все эти составляющие являются составляющими нас самих, составляющими нашего отношения к миру.

А теперь поспешим перейти к следующей главе.