Глава четырнадцатая

Воздержание (έγκράτεια)


С НАЧАЛА 1900-х годов, кода в Америке началась борьба за трезвый образ жизни, под воздержанием человечество стало понимать, прежде всего, отказ от алкогольных напитков. Бес алкоголизма в большом количестве ломал жизни простых людей, что приводило многих к решению навсегда «завязать» и не употреблять ни капли спиртного. Жены и матери американцев с тех пор точно знают, что алкоголь убивает, чем тут же и не приминуло воспользоваться правительство, введя сухой закон.


Излишество вредит

Алкоголь убивает, как и любое излишество из всего того, что сильно нравится. То, что нам необходимо, превращаясь в удовольствие, овладев нами, может убивать. Умеренное потребление по воле Божией того, что полезно и хорошо, при излишнем потреблении может привести к летальному исходу. Пища, напитки, физкультура, любовь, сон и даже стремление к чистоте (не говоря о наркотиках, азартных играх, деньгах и телевидении) могут стать убийцей. Короче, любые похоти, овладевающие нами, вредны.

Я не хочу сказать, что всё это обязательно, если не воздерживаться, убивает сразу же. Например, сонливость и телевизор, убивают медленно. Я говорю о более серьезных вещах, серьезнее, чем простое убийство, я говорю о постепенном духовном умерщвлении, которое наступает от невоздержания. Наши духовные силы вянут, когда нами овладевают плотские удовольствия, и это может стать смертельным.


Самообладание

Умение воздерживаться, значит уметь владеть самим собой. Большинство называют это просто самообладанием. Однако воздержание, это составляющая плода Духа, а потому и должна быть умением обладать самим собой, умением, полученным от Бога. Точно так же, как мы в Библейской кротости полагаемся не на себя, а на Бога, наше самообладание не наше, а Божие. Наши собственные желания настолько непостоянны и грязны, что лучше всего поставить их в зависимость от более высшего. Воздержание приходит от любви к слову Божию и размышления над ним. Если слово обитает в сердце, оно лучше, чем что бы то ни было еще, в этом мире изменяет нас.

Я уже говорил, что некоторые плоды Духа кажутся нежелательными сторонами человеческих качеств, человеческими слабостями. К ним относятся милосердие, доброта и кротость. Но если задуматься о значении этих слов, докопаться до их духовного значения, они перестанут казаться мягкотелостью, превратившись в описание твердости. И это в большей степени относится к воздержанию. Воздержание – это умение сдерживать свои естественные наклонности, от которых, не превращая их в излишества, пожалуй, не откажется и большинство неверующих этого мира. Занятно, но для подавляющего большинства воздержание это не плод Духа, а воздержание от алкоголя! Для многих, это излишние запреты и ненужные ограничения.

Типичная реакция нехристиан на изменения, происходящие в жизни новообращенного, думать, что они после крещения многое теряют в этой жизни. Прежние друзья обращенного Христианина, семья и знакомые, часто просто не могут понять, что изменилось в человеке, которого они, по их мнению, так хорошо знали. Апостол Петр хорошо сказал в своем 1-м Послании: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1Пет 4,3-4). Не странно ли, как только вы перестаете поступать как все, перестаете жить во зле и распутстве, о вас начинают плохо говорить!?

И это, действительно, не слишком удивляет, ибо пока ты безбожник, подавляющее большинство не обращает на твое поведение никакого внимания, так как ты ничем не отличаешься от всех остальных. Стоит же перестать жить «как все», вы становитесь предметом пристального внимания. «Да, что он о себе возомнил? Что плохого в веселой вечеринке с выпивкой? Ну, пошумели немного, да и чего не пошуметь? Как скучен он стал после того как ударился в набожность. Если в этом и есть весь смысл христианства, спасибо, увольте, это не для меня! Он слишком стал серьезно относиться к себе и жизни. Неужели нельзя верить и в то же время весело проводить время?»

Естественный ответ на последний вопрос – да, можно! Можно верить благовестию и весело проводить время. Весь вопрос в том, как? Как правило, под «веселым времяпрепровождением» понимается времяпрепровождение безмозглое, сопровождаемое неумеренными излишествами. Если вы хотите излишеств, наслаждайтесь всем, что только подсказывает ваше безудержное воображение. Наслаждайтесь так же, как и неверующие, навеки распрощавшись со всеми серьезными мыслями, связанными с вашей верой. Можно считаться заядлым рыболовом, не имея ни лески, ни удочки, да и вообще, ни разу не ловив рыбу! Можно много и горячо говорить, рассказывая о рыбной ловле настоящему рыбаку, оставаясь рыболовом лишь на словах! И все же, одно дело считаться, и другое быть!

Если вы хотите оставаться верующим, вам необходимо научиться воздержанию. Звучит неприятно. Попахивает запретами. Это настолько неприятно, что для многих становится главным препятствием на пути к вере. Большинство мало впечатляет даже то, что воздержание полезно и необходимо не только сейчас, но и для вечности.

Отец наш Небесный направляет нас на правильные пути, оберегая от всего, что может навредить не только в этой жизни, но и помешать войти в будущую. Бог, как Отец всего человечества, полагает, что нам всем, чадам Его, постоянно не хватает розги, как ее не хватает и некоторым верующим. Когда бы мы ни представали перед Ним, мы всегда ведем себя как никогда не взрослеющие трудные подростки. Уж таково подавляющее большинство мира сего. Редко кто из подростков понимает и сознает, что чтобы ни делали его родители, делается, прежде всего, ему на пользу. Да и, в конце концов, почему бы им самим не задуматься о последствиях того, что они делают и как живут? Всем известно, что подростки хотят жить как взрослые, но при этом, ни за что не отвечая. Боюсь, что иногда, то же самое можно сказать и о верующих, которые ожидают от Отца Небесного получить всё, что положено зрелому Христианину, при этом мало что делая, если вообще что-то делая, для этого. И большей частью это относится к вопросу о воздержании.

Подросткам трудно воздерживаться, как трудно духовным новорожденным в любом возрасте. Каждому верующему хорошо известно, что мы не меняемся после крещения так, как нам того хотелось бы. Иногда кажется, что что-то в нас все-таки меняется, однако очень скоро обнаруживается, насколько же мы заблуждались. В нас остается все тоже, присущее упрямство, с которым теперь приходится бороться с удвоенной силой! А для этого нужны знания, мудрость и понимание, которые приходят исключительно от благоволения к слову Бога Отца и размышления над ним. Ведь Богу известней, что нам лучше! А потому наша жизнь становится лучше и легче, а будущее – определенней и ясней..


Феликс

По-гречески слово «воздержание» состоит из двух слов, означающих быть «в силе». То есть пересиливать себя. А пересилить самого себя, согласитесь, совсем нелегко! Наши соблазны так велики, что мы все склонны винить во всем нашу врожденную природу. Мы становимся сильнее, хотя, возможно, и обманывая себя. «Владеющий собою [лучше] завоевателя города» (Пр 16,32). Человек в жизни может победить всё и всех, кроме главного врага – самого себя.

В Деяниях Апостолов читаем о человеке, жившем для самого себя. Бывший раб стал прокуратором Иудеи. К нему обращались как к «достопочтенному правителю Феликсу», ибо так было принято в то время обращаться к человеку, занимавшему положение, что, однако, мало что говорило о самом человеке. Феликс был правителем, прокуратором, а потому римский тысяченачальник Клавдий Лисий отправил к нему на суд Апостола Павла. Феликсу предстояло рассудить, как поступить с Иудейским ученым, обращенным в Христианство, против которого было настроено всё иудейство.

Итак, Павел предстал перед Феликсом на суд. Поначалу слова Павла не производили на этого человека никакого впечатления. Павел содержался у Феликса под стражей, а потому он за свое освобождение надеялся получить с него деньги. Типичный человек! Однако, в одну из встреч, когда Павел «говорил о правде, о воздержании и о будущем суде… Феликс пришел в страх и отвечал: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деян 24,25). Павел был человеком внимательным, а потому заметил, что Феликс «пришел в страх», хотя и сказал, что в случае надобности, сам позовет Павла. Меньше всего, о чем бы Феликсу хотелось слышать, так это о воздержании и суде, ибо исход суда прямо зависел от его воздержания.

Римский историк Тацит пишет, что Феликс был грубым, погрязшим во всех похотях, дорвавшимся до императорской власти рабом. Его краткая характеристика – развратник и убийца. Его отличительная черта – исключительная жестокость. Обладая такими пороками, не приходится сомневаться, что он добился небывалой власти. Такие люди мало считаются с теми, по чьим головам они шагают. Но такие люди, увы, нужны тем, кто властвует и ими самими. Тем, кто сам не хочет пачкать руки грязной работой, нужны палачи и Феликс был таким нужным человеком в римском политическом мире.

Кем был этот римский тысячник, Клавдий Лисий? Что за странность, послать Павла к такому ужасному человеку, как Феликс?! Чтобы тот вынес справедливый суд!? Остается лишь гадать, сделал ли он это со зла, или же, что было б хуже всего, просто не задумываясь, исполнил свои прямые обязанности? Как же часто творится зло под вывеской, «я просто исполняю свой долг, свою работу», делаю то, что положено.

И все же Павел пережил эту встречу с Феликсом. Какое свидетельство, какой необычный характер Апостола Павла, чтобы проповедовать о правде и воздержании такому страшному чудовищу, каким был Феликс!? Имя «Феликс» означает «счастье», но он не был слишком счастлив, когда расставался в тот день с Павлом. Павел сломил всю его заносчивость, всю самоуверенность, найдя маленькую брешь в его каменном сердце.

Несмотря на то, что Феликс на протяжении двух лет несколько раз встречался с Павлом, если верить историкам, он ничуть не изменился. Думаю, что Павлу было запрещено в разговорах с Феликсом касаться ряда предметов. Феликсу совсем не хотелось меняться, его больше интересовало, как можно получить побольше денег от Павла, его друзей, или же богатых родственников. Павел был ученый Тарсянин, «гражданин небезызвестного Киликийского города» (Деян 21,39), а потому Феликс полагал, что и его родные живут не бедно.


Род лукавый и прелюбодейный

На примере Феликса видно, что вся трагедия состоит в том, что те, кому было сказано о воздержании, должны были, по меньшей мере, прислушаться к этим словам, хотя и были, оставаясь вечными подростками, сами знающими, без чьих бы то ни было советов, как им жить, и что делать! Но ведь мы-то совсем не такие как Феликс, а потому и не считаем, что у нас с воздержанием все в порядке. Но даже, если мы не виновны в прелюбодеянии и не замешаны в убийстве, можно оставаться духовными прелюбодеями и убийцами. Ибо, как сказал Иисус: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5,28). «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит» такому же суду, что и убийца (Мф 5,21-22). Невоздержанность в мыслях так же опасна, как и невоздержанность в жизни, ибо то и другое зависит только от нас. Разница между мысленным прелюбодеянием и действительным часто состоит лишь в том, что совершить настоящее прелюбодеяние мешают либо обстоятельства, либо робость.

Несмотря на все заботы Феликса, главное, на что прежде всего обратил внимание Павел, была его невоздержанность в прелюбодействе. Совсем не случайно, Павел заговорил перед Феликсом о воздержании и суде, к тому же в присутствии его жены, Друзиллы (Деян 24,24-25). Прежде Друзилла была женой царя города Эмессы, Азиза, предпочтя его прокуратору Феликсу. Речь Павла о воздержании и будущем не могла понравиться ни Феликсу, ни его жене Иудеянке, ибо обличала их обоих. Воздержанный человек вполне может обладать собой, чтобы держаться подальше от чужой жены, или чужого мужа, какими бы привлекательными они ни были.

Библейское понятие «воздержания», прежде всего, касается полового воздержания. В Писаниях слова «воздержание», (έγκράτεια) и «невоздержание» (άκρατής), всегда, и прежде всего, говорят о сдерживании наших половых аппетитов.

И это делает вопрос немного деликатным. Как правило, верующие не любят открыто и прямо обсуждать взаимоотношения полов. Можно понять тех, кто не хочет говорить и слишком углубляться в эту щекотливую тему, ибо еще Павел говорил, имея в виду аморальность поведения: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф 5,12). Ведь и сам разговор может возбуждать и вести к невоздержанию!

Однако это не может быть причиной, чтобы мы вообще не касались этой темы. К тому же об этом говорится и в Писаниях. В них много говорится о половых отношениях, а потому и нам, говоря о Библейском воздержании, не стоит обходить его стороной.

Нам тяжело воздерживаться, а удерживать свои естественные потребности, превратившиеся в похоти, почти невозможно. Это действительность, от которой не скрыться. Она касается не только молодых, и не только мужчин, касаяь также и женщин всех возрастов, «ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить». Половое влечение может быть постоянным и неотступным, а иногда, и болезненно навязчивым!


Любовь, честь и… измена

То, над чем когда-то хихикали в школе при намеках на половые отношения, мало годится для жизни. Начиная с «сексуальной революции» наше современное общество поломало много преград в половых вопросах так, что теперь то, что в Библии считается грехом, стало обычным и вполне приемлемым делом. Сейчас понятие воздержания настолько устарело, что в человеческом представлении стоит чуть ли не рядом с ханжеством. Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что со временем положение лишь ухудшатся. Все больше становятся популярны незарегистрированные браки. Не хочу утомлять статистикой, ибо всем и так хорошо известно, насколько общество погрязло в аморальности, насколько далеко зашло по пути, называемом «свобода нравов». Мои дети ходят в школу, а потому я не мог не заметить, что многие из их товарищей живут в неполных семьях, или же с отчимами и мачехами.

Ладно, ничего не поделаешь, а потому и нужно принять такое жуткое и безвыходное положение как разводы и лишь искренне пожалеть об этом. Понять, а не осуждать. Однако все увеличивающееся число аморальных поступков сегодня, говорит скорее не о неестественности происхождения этого вопроса, а о нашем отношении к нему. Если мы не можем справиться с этим, оставьте, пусть все идет так, как оно идет! Если кто-то кому-то очень сильно нравится, даже, если он или она состоят в браке, то, что плохого в их искренности чувств? Такие оправдания годятся для уст Феликса. И что в этом, действительно, плохого? Хотят ли, говорящие так, знать это? Хотят ли они действительно слышать о воздержании и будущем суде? Сомневаюсь.

Общество может «прогрессировать», удаляясь от Библии так далеко, как ему угодно (и оно будет удаляться от нее!), удаляться от Бога и Его советов, что никогда не служило, и не будет служиьт ему на пользу. Всегда стоит относиться с особой осторожностью к «заумным» истолкованиям библейских заповедей. Бог уделяет много внимания предостережениям от неправильного поведения. Не знаю, кто дал такую неограниченную свободу обществу, одно точно – она не от Бога!


Зри в корень

Как я уже говорил, можно жить, не выставляя напоказ свою аморальность, прелюбодеяния, открыто осуждаемые в Библии. Христос говорил, что даже похотливый взгляд на женщину является прелюбодеянием. То же самое можно сказать и о женщине. Человека оскверняет само возникновение мысли о прелюбодействе, ибо мысль может подтолкнуть к действию. Трудно поверить, что любой прелюбодей или блудник делает что-то заранее не представив себе, что и как он будет делать. Любой половой грех, за исключением очень редких случаев (как Давид с Вирсавией), не происходит внезапно. Вот почему Христос сразу обнажил корень вопроса, ибо все исходит из души, из сердца. Как всегда, сказав о главном, Он не стал слишком углубляться, приравнивая мысли к поступкам!

Итак, как же верующему справиться с этим? Многие ли из нас, положив руку на сердце, могут честно признаться, что никогда не засматривались на красивую девушку, или никогда не оборачивались вслед симпатичного парня? Даже, несмотря на брачные узы?! Было бы настоящим чудом, найдись хотя бы один такой. Нет ничего плохого, если вы посмотрите на кого-нибудь, обратившего ваше внимание своей красотой – Христос совсем не это имел в виду. Он предупреждал, что нельзя смотреть на другого с похотью, мысленно прелюбодействуя с ним. Многие верующие возможно уже научились сдерживать свои глаза и мысли за долгие годы жизни в истине, но многие ли действительно освободились от похоти? Как же часто мы попадаем в одни и те же лукавые сети, ненавидя и проклиная себя за неумение вовремя сдержаться?


Благодать для благовременной помощи

Те, кто в истине, мало говорят и прямо пишут об этом вопросе, не говоря о тех, кто вообще мало общается с братьями и сестрами. Говорить и писать об этом, как-то не принято. А если кто-то и начнет говорить, то можно ли ему верить? Осмелюсь предположить (всего лишь осмелюсь) что большинство из нас просто-напросто не приемлет никаких поучений на этот счет. Хочется надеяться, что все-таки не многие сталкивались с такими вопросами среди верующих, ибо верующие все же более осмотрительны, чем неверующие. Они хотя бы стараются не поступать опрометчиво, особенно в таких щекотливых делах. И все же, удивительно, за почти тридцатилетнее пребывание в истине, всего лишь три человека упоминали этот вопрос в разговоре со мной. Знание человеческого естества, толкает ко множеству предположений и на этот счет.

Гарри Виттакер, хотя и адресуя это, главным образом, молодым, хорошо пишет об этом в «Письмах к Жоржу и Дженни». Впрочем, не стоит ограничивать тему возрастом. Американский писатель, Мерлин Карозерс, знаменитый книгами о прославлении и похвале, также написал книгу «Что у тебя на уме?» где описывает свою собственную борьбу с этой похотью, называя ее «всепоглощающей». Он мало думает о том, как и во что он верит, однако его размышления о человеческом естестве заслуживают пристального внимания. Можно лишь удивляться, насколько в совершенстве он описывает различные виды невоздержания.

Когда Карозерс служил капитаном в армии США, он, как и многие верил, что погибнет. Когда его и его сослуживцев спрашивали, в каких грехах им хотелось бы исповедаться, первое, что приходило на ум большинству из них, что они заставляли солдат убивать, а второе – их аморальные поступки и мысли. Общаясь с друзьями Христианами, он говорил, что тысячи человек признавались ему, что самым подавляющим и всепоглощающим искушением для них были их безнравственные помыслы.

Карозерс иногда вспоминает о действии сатаны, признавая, хотя и мимоходом, что действует он извнутрь нас. Он говорит и о силе Святого Духа, спасающей нас от искушений, хотя и не придает ей в этом решающего значения. По крайней мере, прямо.

Интересно, но единственным более-менее приемлемым объяснением появления безнравственных мыслей, Карозерс находит в некоторых подходящих для этого местах Библии. В конце книги он приводит целый список таких мест, приходя к выводу, что избавиться от этой проблемы человек может исключительно при помощи чтения слова Божия и размышлению над ним. Отобрав стихи, начиная с Бытия и кончая Откровением, он приходит к выводу, что единственно, что помогает найти ответ на этот вопрос – это слово Божие.


Что помогает в этом

Мерлин Карозерс считает, что искушения необходимы, чтобы преодолевать их с помощью Библии. Это напоминает духовное дзюдо, где для победы пользуются силой противника. На самом деле его вывод основывается на двух мыслях, уже обсуждаемых нами.

1. Рассматривая милосердие, мы рассуждали о пользе собственных размышлений, когда происходит мысленный разговор с самим собой. Когда мы с удовольствием читаем слово Божие и размышляем над ним, наши мысли служат нам исключительно к нашему же благу. Наши мысли превращаются в разговор с Богом. Его мысли ложатся в наше сознание, становясь нашими мыслями.

2. В другой главе я размышлял о том, что даже то, что нам кажется злом, на самом деле также служит нам на благо. Все это может помогать вспоминать о Божием присутствии. А потому, когда вы, скажем, проливаете на себя чашку кофе, вместо того чтобы чертыхаться, кляня судьбу и тем самым проявляя явное безрассудство, вспомните о Божием присутствии и Его попечении. Конечно, это может превратиться и в привычку, и все же необходимо видеть Бога даже в самых простых, повседневных делах. Если вы не видите Бога в малом, ожидая проявления Его в большом, вы рискуете прождать Его проявления всю жизнь, не замечая Его, а может, в конце концов, и вовсе забыв про Его существование.

Объединив эти два пункта вместе, вы получите лучшую помощь для воздержания. Помните подходящие места из Библии, размышляйте над ними, связывая их с искушающими вас помыслами и событиями. Вовремя вспомнить совет Библии всегда является благовременной помощью

Старайтесь помнить ее советы всегда, по крайней мере, это всегда помогает в борьбе с сильным противником, ибо всегда можно сравнить то, что происходит с вами, с тем, что случалось с людьми, жившими до вас. Это помогает всегда, какими бы сильными ни выпадали вам искушения. Этот совет может показаться на первый взгляд уж слишком очевидным, чтобы помочь именно вам и именно в данном случае, но, поверьте, он действительно помогает. Как правило, беда не приходит одна, а потому мы и пытаемся разрешить все беды сразу, хотя решение часто лежит на поверхности. Впрочем, лежащее на поверхности решение нам кажется слишком очевидным, чтобы обращать на него внимание, а потому мы им и не пользуемся! Нам более по вкусу нечто необычное! И, если это помогает – поступайте необычно!


Еще одна помощь

Размышляя о помощи по нашему вопросу, стоит помнить еще об одном. Если ваш случай напоминает вам что-то, проверьте, так ли это на самом деле. Не кажется ли это, и не является ли это опасение надуманным? Конечно, на всякий случай можно положить под подушку и пистолет, но придется ли вам когда-нибудь нажимать на курок? Если вы думаете, что да, тогда вам действительно нужна помощь! В девяносто девяти случаях из ста, все наши тревоги и опасения оказываются напрасными. Так что выбор за вами. Иногда кажется, что выбора нет, что нужно делать что-то только так и не иначе, однако, на самом деле, вы поступите так, как вам больше всего нравится. И с этим ничего не поделаешь. Вам просто иногда не хватает веских причин для воздержания. И от этого не отстреляться, ибо причины для воздержания можно найти исключительно в слове Божием.

Впрочем, даже тогда когда очевидно, какое необходимо принимать решение, препятствия, стоящие перед нами, все еще остаются такими же непреодолимыми. Даже, если какой-нибудь всезнайка точно знает, как думать и что делать, вы все равно, кляня себя всё на свете, будете думать и поступать по-своему. Если это вам по силам, попробуйте спокойно поговорить об этом с кем-нибудь, особенно, если дело касается трудностей вашей духовной жизни и слабых надежд на грядущее воздаяние. Самое тяжелое в духовной жизни то, что всем нам необходимо не осуждение и отторжение, а помощь и понимание.


Это еще не конец света

Удивительно, как же многие втайне верят, что не достойны Царства Божия из-за своей невоздержанности, как и то, что думают они же о радости, ожидающей их в Царстве? Или о долготерпении Божием? Я не хочу сказать, что нам нужно меньше обращать внимания на свои похоти и не смотреть на длинный перечень грехов, просто нужно смотреть на них как бы издали, как бы со стороны.

Может случиться и так, что последствия несдержанности похоти могут быть более серьезными последствий любого другого греха. Павел думал об этом, когда говорил: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор 6,18). Похоже, Павел считал половую несдержанность самым тяжким грехом, скорей всего по той простой причине, что в те времена в языческих храмах часто служили блудницы, с которыми совокуплялись поклонявшиеся идолам. Верующий принадлежит Богу. Его тело – храм Святого Духа. В нем живет дух слова. Он не должен осквернять этот храм соединяясь с блудницей языческого бога.

Подобное поклонение идолам вместе с блудом, совсем не редкость и в наши дни, во всяком случае, в той части света, где живу я, а потому и правила, заложенные еще Павлом, все еще в силе – половые грехи оскверняют человека больше, чем любые другие грехи.

И все-таки, ни сама похоть, ни ее последствия не подходят в разряд «смертных грехов». В 5-й главе Галатам ничто не намекает на то, что воздержание важнее всех остальных духовных плодов. Может ли отсутствие воздержания быть более серьезным, чем отсутствие любого другого плода?

Верующий, которому не хватает воздержания, находится не в худшем положении любого другого верующего, которому не хватает чего-то еще, что впрочем, не делает их от этого счастливее, хотя и оставляет надежду на будущее, чтобы, например, в будущем быть более воздержанным при попытках быть милосердным с тем, кто был невоздержан. Всякому плохо умеющему воздерживаться человеку необходимо помнить, что любому верующему, представшему перед Христом в Его пришествие, так или иначе будет не хватать какого-нибудь духовного плода. Само собой, это не служит оправданием для оставления попыток достичь всех восьми составляющих совершенств любви в этой жизни. Если же вы алчите и жаждите их, то насытитесь ими в жизни грядущей, когда на ваших щитах веры, напишут, «nil desperandum», «никогда не отчаивайся».


Воздержание и сверх воздержание

Во всех местах, где бы ни появлялось слово «έγκράτεια», лучше всего смысл его поясняется в 1Кор 7,9 и 1Кор 9,25. В этих стихах понять значение сути этого слова помогает контекст, ибо здесь не перечисляется то, чем нам нужно обладать, как, например, в Тит 1,7-8: «епископ должен быть… целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан». Здесь просто говорится, отчего нужно воздерживаться. И не без пояснений, которые и даются к этим двум стихам из первого Послания к Коринфянам. А то, что они упоминаются почти в одном и том же месте, лишь поясняет их смысл и суть.

Непосредственно перед 1Кор 7,9, основываясь на своем собственном примере, Павел пишет, насколько лучше верующему служить Богу, оставаясь неженатым, ибо так можно лучше посвятить себя служению истине, утверждая первые церкви. После чего он пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор 7,9-9).

Или, как сказано в современном переводе: «Но если они не в силах справиться с собой, то пусть женятся, это лучше, чем разжигаться страстью». Так что и здесь «воздержание» - это сдерживание своих половых похотей. Здесь Павел дает совет безбрачным и вдовам, советует тем, у кого уже кто-то есть на примете, иначе бы такой совет потерял бы всякий смысл.

Павел не был уполномочен повелевать в этом вопросе, ибо сам он мог и не жениться, что не всякому дано. Похоже, в этом Павел был редким исключением. Епископ тоже должен быть воздержан (Тит 1,8), хотя и мужем одной жены (Тит 1,6). Павел был, так сказать, «сверх воздержан», но он не превозносил свое безбрачие в разряд правил и законов. Безбрачие не для всех.


Воздержание на время

Поскольку разговор зашел о воздержании от брака, о тех, кто «не в силах справиться с собой», то в стихе 5 Павел пишет о временном воздержании, ибо в этом стихе существует слово «невоздержание» (άκρασία). «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Или же, как пишется в современном переводе, «невоздержанностью».

Здесь Павел говорит об обоюдном воздержании мужа и жены, о воздержании по согласию, чтобы это желание воздержания не возникало только у одного из супругов, а другой всего лишь подчинялся ему. Да и то, это обоюдное воздержание не должно продолжаться слишком долго. Существует опасность, когда один из супругов слишком долго воздерживается от своих обязанностей, пытаясь корчить из себя победителя врожденного инстинкта, его воздержание очень быстро может превратиться в невоздержание для другого супруга. Кто-то может и стать таким победителем, но далеко не всякий.

Теперь давайте посмотрим на другое полезное место, где также встречается слово «έγκράτεια», 1Кор 9,25. В этом стихе Павел проводит аналогию со спортом: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного».

Высококлассные спортсмены времен Павла (как и наших времен) воздерживаются от всего, чтобы быть в хорошей спортивной форме. Они соблюдают строгий режим, диету, постоянно тренируются, ограничивают себя в развлечениях, сводя удовольствия до минимума. Павел полагал, что точно также должен вести себя любой человек, стремящийся к жизни вечной. Если такой человек не воздерживается от всего, если не порабощает тела (многоговорящее выражение, если помнить о половом воздержании), то вся его вера окажется тщетной. На самом деле слово «недостойны» слишком мягко, и далеко не полностью выражает смысл мысли Павла; было б лучше – остаться «негодными, непригодными». Где бы ни встречалось это греческое слово в Новом Завете, оно говорит об аморальном поведении. Очевидно, Павел опасался вероотступничества, как своего, так и других верующих, через впадение в блуд, которое помешало бы достичь жизни вечной, как бегуну – финишной черты. Во времена Павла Коринф, как и весь, окружающий нас мир, был злачным местом. Если жить не воздерживаясь, если не усмирять и не порабощать себя, то нам не получить венца нетленного.


Чрезмерная умеренность

Может быть у вас создалось впечатление, что я слишком односторонен в вопросах воздержания, которые сводятся в преодолении наших склонностей думать и поступать аморально? Я же думаю, и надеюсь, что это не утаилось и от вас, что является самым главным в воздержании. Несмотря на это главное, я с самого начала главы говорил, что воздержание бывает полезно буквально во всем, в употреблении спиртного, в еде, в трате и экономии денег, короче, воздержание, умеренность необходимы, что бы мы ни делали. Писания говорят, что и как нам нужно делать, чтобы угодить Богу. Часто нам дается совет воздерживаться, а то и вовсе заповедуется избегать чего-то, о чем необходимо всегда помнить и, тем более, не превращать чрезмерность в чем-то в привычку. Что же касается духовного плода, думаю, и это можно обосновать, что воздержание не самая главная составляющая его, хотя и немаловажная, так как связана с половым влечением.

То, что Павел говорит о воздержании «от всего», не меняет моего мнения об особенности природы духовного плода воздержания, причины чего я сейчас и объясню.

Часто можно услышать о «воздержанности от всего», слова, да и сама мысль, не встречающаяся в Писаниях. Думаю, и почти уверен, что говоря так, люди думают не о буквальном воздержании от всего, а об умеренности во всем, ведь в Писаниях понятие умеренности сильно отличается от понятия воздержания.

Последнее время я стал очень осторожен, говоря о «воздержании от всего» и, особенно, после того, как один «умник» сказал о «чрезмерной умеренности». И в некотором смысле он был прав, хотя в Писаниях ничего не говорится ни об умеренности, или воздержании «во всем», хотя бы потому, что такое воздержание просто невозможно!

Итак, как же нам воспринимать совет Павла, данный Коринфянам, «воздерживаться во всем»? Если внимательно прочитать это место, то можно заметить, что слова «во всем» здесь не следует понимать уж слишком буквально. Мы уже говорили об этом и раньше. В Писаниях слово «всё» далеко не всегда означает буквально всё, ибо всегда и везде необходимо учитывать, о чем идет речь.

В 1 Коринфянам 9 ясно, что там говорится исключительно о плотском воздержании, которое во всем приравнивается к усмирению и порабощению своего тела. Коринфские спортсмены, держа себя в форме, ограничивали себя в еде и развлечениях, или же воздерживались во всем, что касалось их тела; и ни в чем другом. Так следует поступать и нам. Они хотели первыми пересечь финишную черту, а потому и делали для этого всевозможное, в том числе, воздерживаясь от всего!

Так и мы должны следить за собой, за своими желаниями, за тем, что действительно необходимо, излишне не ограничивая себя в остальном. И в этом стремлении сдерживающим фактором является лишь наша душа. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф 22,37). И никаких других ограничений! Не существует пределов для нашей любви Господа Бога и в служении Ему. В этом стихе слова «всем» и «всею» означают всё сердце и всю душу. Существует много хорошего, от чего нам не нужно воздерживаться, а потому слова о воздержании во всем, не стоит воспринимать бездумно, слово в слово. Они хороши в отношении того, что необходимо для тела, где без воздержания трудно обойтись.


Воздержание и умеренность

Давайте вернемся к различию между воздержанием и умеренностью. В нашем понимании эта разница почти не заметна, эти слова и понятия взаимозаменяют друг друга. В греческом же языке, с какого и был переведен Новый Завет, слово «воздержание» означает ограничение себя в чем-то, а «умеренность» - не превышение достаточного.

Когда Павел призывает к умеренности, он призывает к сдержанности в отношениях с другими людьми, а не к воздержанию отношений с ними. И это, конечно, не означает, что в отношениях с людьми можно попускать говорить им и творить все, что заблагорассудится. Бывает и так, что нужно быть умеренным, сдерживая себя. Иногда мы бываем излишне неподатливы и требовательны друг к другу, даже во второстепенных мелочах. И тут лучше проявить умеренность и сдержанность, что, напомню в последний раз, не имеет ничего общего с воздержанием (относящимся к сдержанности плоти).


Бог и воздержание

Любой человек, стремящийся к духовному совершенству, должен научиться воздержанию в удовлетворении своих телесных потребностей и желаний. Именно в этом и состоит последняя составляющая плода Духа. Последняя, хотя и не последняя в значении составляющей любви. Порядок в этом случае также не имеет значения. Важен результат. В нашей жизни редко бывает когда что-то происходит «всё и сразу», как правило, все происходит по очереди, особенно, когда говоришь о чем-то. Плоды же, в том числе и Духа, созревают хотя и постепенно, но примерно в одно и то же время, что сравнимо с распечатыванием на принтере этой страницы.

Все составляющие любви равнозначны и равноценны. Они все в целом составляют подобие Христа и «агапе». Христос, что очевидно, был воздержан, обладая и этим качеством, как и всеми остальными составляющим плода Духа, посвящая всего Себя Богу, оставаясь неженатым, примеру Которого во всем последовал и Павел.

Что вызвало у меня небольшое затруднение, так это вопрос о Боге и Его воздержании. Может ли Бог воздерживаться? Бог есть любовь. В Нем существуют все составляющие «агапе», однако трудно представить себе, как Бог может воздерживаться, если у Него нет тела, и что Он не может искушаться злом? Что тут скажешь?

Когда в предыдущей главе мы рассматривали «кротость» Божию, мы видели, как Бог сдерживает Свои безграничные силы и возможности, насколько не в полной мере проявляется Его благоговейное могущество во вселенной. Он явно сдерживает Свои силы, уничижая их до совершенной кротости, до того, какими они должны быть.

Думаю, что и воздержание Божие должно напоминать собой Его кротость. Два Его качества, дополняющие друг друга. Он кроток, а потому и не стремится явить всем всё, что Ему по силам. Он воздержан, а потому и не позволяет Себе необдуманные поступки. На деле в жизни Бог очень умеренно использует Свои исключительные возможности. Из Библии видно, как это заметно и в самой жизни, ибо Бог чаще предпочитает пользоваться естественными, природными силами, и редко исполняет Свою волю, используя сверхъестественное. Думая о Его возможностях, невольно поражаешься Его способностью сдерживать Себя – Его воздержанностью.

Какие наставления можно извлечь для себя? Мы также должны быть кротки и не выставлять на всеобщее обозрение свои способности. Учиться воздерживаться, а потому и не использовать всех своих возможностей, чтобы произвести сиюминутное впечатление, в полную силу. Оставьте это до более подходящего случая.