Глава пятнадцатая

Дела плоти


НЕПОСРЕДСТВЕННО перед списком всех нужных составляющих плода Духа в Галатам 5, стоит другой список, описывающий самые худшие качества человека. Эти качества называются «делами плоти». И это, действительно, отвратительный урожай всестороннего зла, и если постараться подыскать одно слово, каким можно было бы назвать всё это, то лучше «испорченности» не найти. Все дела плоти испорченны, или же порочны!

Вначале я не думал писать об этом, и все же, как кажется, необходимо высказать пару мыслей о наших пороках, ибо они близки плодам Духа, а осознание близости противоположностей поможет лучше понять, как плод Духа действует в нашей жизни.


Закон взаимоисключений

Два списка строго противоположны друг другу. Если вы являете дела плоти, то не являете плода Духа. Если взращиваете плод, то не живете по делам плоти. С одной стороны это понятно, а с другой – трудно. В жизни совсем не просто отделить белое от черного, ибо почти всегда всё черно-белое, а мы взращиваем какую-то часть определенного плода, отделяя всё, что мешает делать это.

И здесь можно вывести своеобразный закон: чем больше взращиваются ваши духовные плоды, ровно настолько же уменьшаются дела вашей плоти. И наоборот: если вас во всем устраивают дела плоти, тем меньше в вас качеств, присущих плоду Духа.

Одной из самых главных задач жизни верующего является взращивание как можно больше духовных плодов и, соответственно, как можно меньше сотворения дел плоти.

По большому счету, содержание одного списка не исключает полностью второго. Когда мы являем в себе какие-то качества некоего духовного плода, мы всё еще можем и являть некоторые дела нашей плоти. И у каждого, в зависимости от человека, это по-разному. Например, становясь более долготерпимым, вы меньше гневаетесь, хотя все еще и продолжаете сердиться.

Цель добавить эти несколько глав о делах плоти состоит в том, чтобы лучше увидеть плод Духа, скрываемый делами плоти. Об этом стоит знать, ибо такое знание помогает справиться со своими собственными недостатками, от которых, если быть честным, мы часто не знаем, как избавиться, особенно, когда речь заходит о запинающем нас грехе, присутствующем у всех нас, от которого легче избавляться, когда знаешь, в какой составляющей плода он поселился.

Духовное в этом смысле подобно материальному: поскольку вы определили место поломки, вы знаете, как ее можно устранить! По собственному опыту знаю, что подобный подход к делу очень помогает побеждать даже в исключительных случаях. Хотя, как я уже неоднократно и часто повторял на этих страницах, нам невозможно полностью избавиться от всех грехов, ибо пока мы обитаем в этих смертных хижинах, нам не достичь совершенства, хотя каждый из нас и может стать лучше. Достичь более высокого духовного совершенства возможно почти каждому верующему. Очень многие верующие, будучи точно такими же как вы и я, достигали необычных духовных высот, а потому я не вижу причин, по которым и мы с вами не могли бы повторить того же, если, конечно, у вас есть на то желание и вера в способность достичь этого. Постарайтесь всегда стремиться к своему собственному Предельному Достижению Духовности (подробнее о ПДД мы поговорим в последней главе). Давайте всегда стремиться через слово Божие понемногу избавляться от дел плоти и также понемногу, взращивать плод Духа.

И в этом мы можем помочь самим себе через лучшее понимание взаимосвязи духовного плода с делами плоти. Вот, как «отвратительно» выглядят дела плоти.

«Дела плоти известны; они суть:

прелюбодеяние,

блуд,

нечистота,

непотребство,

идолослужение,

волшебство,

вражда,

ссоры,

зависть,

гнев,

распри,

разногласия,

ереси,

ненависть,

убийства,

пьянство,

бесчинство

и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал 5,19-21).

Насколько же мерзкие качества! Когда я смотрю на этот список и сопоставляю его с духовными плодами, вспоминаю, как многие богословы называют некоторые главы из Притч, «антитетическими, (где) второе полустишие выражает обратную сторону данной в первой строке истины, или прямую противоположность ее». Т.е. нужное наставление сопровождается совершенно противоположным. Так и духовному плоду противостоят дела плоти. И в этом состоит их неизбежная взаимосвязь.

Сила (власть) любви

Первое, что бросается в глаза в этих двух списках, явная противоположность. Второе – количественная разница, список дел плоти в два раза больше списка добродетелей. Хотелось бы знать, что это значит? Может быть то, что мы в два раза более склонны ко злу, чем к добру, как полагают все консерваторы (среди коих и я)? Хотя, также возможно, что зло более многолико, чем добро, что тоже безусловная правда, ибо как говорит Екклесиаст: «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл 7,29). И еще раз, может быть Дух через Павла просто хочет донести до нас, что наши естественные пути, более привычны и желательны, а потому мы и живем по делам плоти? Каждый из трех ответов, как и все вместе, могут быть правильными.

Лично мне думается, что существует лишь одна причина, по которой стоит творить добро, причина, которая должна доминировать в сердцах каждого верующего, побуждая его бороться с делами плоти и не оставлять борьбы, ибо плод Духа в два раза сильнее дел плоти. Это должно быть так, ибо список, состоящий из девяти добродетелей, уравновешивает список, состоящий из семнадцати дел плоти. Восемь составляющих любви, почти в два раза перевешивают различные проявления плоти. Полностью и в совершенстве они перевесят их лишь в Царстве Божием, сейчас же нам остается лишь стремление к этому через любовь к слову Божию и размышление над ним.


Отсутствие прелюбодеяния и убийства

Пока мы обсуждаем численность списков, стоит также упомянуть небольшую трудность, касающуюся перечисляемых дел плоти. Список, выбранный здесь, взят из Синодального перевода (за исключением «соблазнов»), где число их равно семнадцати. В некоторых переводах это число равно шестнадцати, у большинства же – пятнадцати, где не упоминаются прелюбодеяние и убийство.

Прелюбодеяние и убийство опущены в современных переводах, ибо, как утверждают переводчики, их нет в более ранних найденных, а, следовательно, и заслуживающих большего доверия, манускриптах. И все же весьма примечательно, что из списка дел плоти убраны именно прелюбодеяние и убийство!

Как нам относиться к этому? Какой перевод предпочесть, привычный, Синодальный, или же современный? Семнадцать или пятнадцать?

Эта головоломка, как я считаю, вполне в стиле Павла с его первоначальным замыслом, по которому он и писал Галатам, ибо он начинает перечислять дела плоти словами: «Дела плоти известны; они суть…», - и заканчивает похоже: «…и тому подобное». Он мог бы продолжать и продолжать перечислять эти дела, а потому понятно, что этот список далеко не полон. А значит опасно уменьшать число унаследованных человеком и присущих ему недостатков, ибо всегда существует соблазн кивнуть головой на отсутствие в списке какого-нибудь греха, утверждая, что это не грех. Ведь Павел также не говорит и о том, что нельзя бить жену и богохульствовать, а значит можно сослаться, что и это не грехи?!

Павел просто перечисляет самые очевидные дела плоти, как будто говоря, что буквально все грехи перечислить просто невозможно.

Итак, трудность, с которой столкнулись здесь переводчики в точном исчислении дел плоти, дает нам понять и трудность, с которой столкнулся и Павел. Этот список не завершен и далеко не полон, ибо задуман перечислить всё, на что только способна плоть. А потому нет никакой разницы в том, какое число, семнадцать или пятнадцать, предпочтительнее, ибо ни одно из чисел не сможет охватить все дела плоти.

И в этом случае, осмелюсь, невзирая на всю точность современных переводов, отдать предпочтение Синодальному. И не потому, что я неисправимый неприятель всего нового, а просто потому, что разве прелюбодеяние и убийства уже перестали относиться к делам плоти? Так о чем спор? Я тоже полагаю, что современные переводы более точны, и Синодальный далек от совершенства хотя бы потому, что у его переводчиков было гораздо меньше доступных источников, хотя… современные переводчики более подвержены современным взглядам и мнениям, чем переводчики прежних времен.

Здесь мы столкнулись с трудностью определения точного числа дел плоти, с трудностью присущей всей Библии. Еще в шестой главе этой книги, я сказал несколько слов о восьми составляющих любви, определяющих качества нового человека во Христе, числа восемь, которое является образом нового начала. Однако образом чего являются числа пятнадцать и семнадцать? Если одно из них символизирует зло, тогда и сделать выбор между ними было б проще. Но если верить «Удивительному значению чисел и цветов в текстах Священных Писаний» М.Д. Стюарта, как и Буллингеру, то все эти числа связаны исключительно с добром.

Число шесть – образ человека и греха, а потому я и ожидал встретить здесь нечто кратное шести. Но нет. Все, что можно сказать о числе пятнадцать, что его номера в сумме образуют число шесть, что ничуть не склоняет мнение в пользу числа пятнадцать. Возможно, мое предположение и очень далеко от истины, но я все-таки считаю, что точное число дел плоти равно 666, а потому и Павлу было не с руки перечислять их все. Возможно, все их и можно найти в Писаниях, но выискивать их у меня, честно признаться, нет никакого желания!


Прелюбодеяние

Преинтересные мысли возникают о делах плоти. Если плод Духа это любовь, включающая в себя восемь составляющих, не может ли прелюбодеяние, являющееся делом плоти, включать в себя шестнадцать составляющих? С любви и прелюбодеяния начинаются оба списка, как списка самопожертвования, так и списка похотей. Да и само понятие «прелюбодеяние» в Писаниях имеет более широкий смысл, ибо оно, как правило, говорит об оставлении «агапе» Божией и предпочтении безбожия и плотских путей мира сего. Чем больше я думаю об этом, тем больше склоняюсь к мысли, что не стоит поддаваться искушению, увеличивая размеры этой книги.

Что, действительно, стоит сделать со списком дел плоти, так это систематизировать их на четыре части, ибо это поможет лучше понять их: 1) половые грехи; 2) идолопоклонство; 3) ссоры; 4) бесчинство. Нижеследующее показывает, как подходят дела плоти под эти главные из них.

ПОЛОВЫЕ ГРЕХИ

прелюбодеяние, блуд,

нечистота,

непотребство,


ИДОЛОСЛУЖЕНИЕ

идолослужение, волшебство,


ССОРЫ

вражда, зависть, гнев,

распри, разногласия,

ереси, ненависть, убийства,


РАСПУТСТВО

пьянство, бесчинство


Не забывайте, что Павел пишет, «и тому подобное». Этот список представляет собой все дела плоти, а потому нет необходимости упоминать каждое из дел, подпадающих под одну из этих категорий. Например, побои жены и богохульство подпадают, соответственно, в категории ссор и распутства.

Итак, в наших четырех категориях численность наименований поменялось местами. Напротив восьми составляющим любви больше не противостоят семнадцать дел плоти. Теперь напротив восьми составляющих любви стоят четыре вида дел. Количество дел уменьшилось вдвое!

В последующих четырех главах я намереваюсь вкратце рассмотреть каждый вид отдельно, чтобы лучше рассмотреть, как каждый из них влияет на нас, и каким плодом он исцеляется.

Но прежде чем начать, осталось одно, вспомнить о нашей, хорошо знакомой теме, о том, какие мы есть, и что делаем на самом деле. Мы уже знаем, что Дух взращивает плод, а плоть – дела. Само собой, когда взращивается плод, он взращивается благодаря делам, благодаря добродетелям, хотя дела и не самоцель, как я уже говорил об этом ранее. Благодетель, или добродетель, является сама, благодаря духовным плодам, взращенным нами.

Плоть (слово, говорящее о нашем естестве, без воздействия на него Духом слова) взращивает дела. А потому, что эти дела исходят без участия истинной духовности, они и являются всего лишь делами плоти. Нам необходимо изменять самих себя, взращивая в себе плод Духа, иначе мы никогда не станем свободны во Христе, вечно оставаясь невольниками своего естества.

И, если жизнь во Христе еще не кажется вам свободой, то помните, что любая свобода имеет свои ограничения. Вышедший из тюрьмы свободен, но ограничен в своих поступках перед обществом, в котором он оказался. Единение с обществом Христа происходит добровольно, хотя и несет с собой определенные ограничения. Свобода без ограничений – анархия, но даже анархия не освобождает от всего!