Глава шестнадцатая

Половые грехи и исцеление их

(прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство)


Иногда в Писаниях трудно понять и отделить прелюбодеяние от блуда, когда же эти два слова встречаются вместе в одном предложении, то ясно, что речь идет о двух разных вещах. Прелюбодеяние – это когда один из супругов изменяет другому, блуд же совершается неженатым человеком, или незамужней женщиной. Всё просто.

Возможно, в этом вопросе я буду излишне однозначен с точки зрения всех желающих обсудить нюансы значений этих слов и тех мест, где они встречаются, да к тому же надо признаться, что я совсем не знаток древнееврейских брачных обычаев. Так уж получилось. Предлагаемые мною понятия совсем недалеки от истины, даже если они не совсем точны и подходят для каждого отдельного случая, однако в подавляющем большинстве именно так и следует понимать в Писаниях прелюбодеяние и блуд. Более того, точно также они понимаются и в жизни, в основном, считаясь делами плоти. А потому не будет серьезным упущением, если я немного и ошибаюсь в сути определений значений этих слов.


Нечистота

Прелюбодеяние и блуд самые распространенные половые грехи, хотя есть и грехи, которые не подпадают под эти две категории. Однако поскольку большую часть четырнадцатой главы мы посвятили похотливым мыслям и поступкам, то сейчас уже нет нужды возвращаться к ним снова, а потому нам здесь остается поговорить всего лишь о нечистоте.

По-гречески слово «нечистота» - «άκαθαρσία» - и вот, что интересно, оно встречается там, где в Новом Завете говорится о нечистых духах. При встрече людей, обладаемых нечистыми духами, Иисус исцелял их. Для нас довольно необычно, что о психически больных людях говорилось, как о людях с нечистым духом, хотя при этом не стоит забывать, что как тогда, так и теперь, под словом «дух» подразумевается еще и склад, настроение ума. Когда мы говорим о силе духа, то имеем в виду не сильного беса, вселившегося в человека, а его духовную силу, его твердость и непоколебимость. А потому, когда читаем, что «Иисус возмутился духом» (Ин 13,21), понимаем, что Иисус возмутился духовно, испытывая просто духовное волнение.

Так что в нечистом духе нет ничего особенного, страшного и ужасного, как и в человеке с нечистыми, или грязными мыслями. Многие психологи, такие например, как Зигмунд Фрейд, обнаружили, что люди с грязными помыслами раздражаются чаще других. Если не следить за своими естественными наклонностями, если позволять им овладевать собой, то в конечном счете грязные помыслы могут овладеть человеком полностью. И это хорошо известно всем, кто знаком с навязчивостью нечистых помыслов, оставляющих после себя чувство вины и тревоги, что может привести и к душевным расстройствам, к психозам. Это одно из возможных пониманий «нечистого духа», что грозит всем, кому не хватает воздержанности, кто позволяет нечистым мыслям овладевать собой.


Непотребство

Слава Богу, непотребство – последнее качество в этой четверке. Несмотря на то, что количественно остальных качеств больше, в понятие непотребства входят все они, добавляя в него еще и гомосексуализм (слово «непотребство» переводится также и как «распутство»).

Об этом упоминает Апостол Петр во 2Пет 2,7, когда пишет о жизни в Содоме и Гоморре «между людьми неистово развратными». Слово «неистово», по-гречески «άσέλγεια», то же слово, которое встречается как «непотребство» в делах плоти. Так что на самом деле Петр писал о непотребности, о распутстве развратных людей Содома и Гоморры. Так и Иуда сразу после упоминания распутства, говорит о Содоме и Гоморре. Нам же известно, что главным грехом их жителей был гомосексуализм. Они не скрывали и не стыдились его настолько, что Бог истребил их.

В наше же время такой образ поведения становится все более и более «демократичным», даже в церковной среде. Об умерших жертвах СПИДа говорят не как о жертвах собственной распущенности, а как о жертвах пока неизлечимой, такой как чума, болезни.

Свободомыслящие Христиане доказывают, что этот грех ничем не хуже любого другого, а потому ему и не стоит уделять какого-то особого внимания. И в этом, конечно, есть доля истины, что, однако, не дает нам право смотреть на него (как и на любой другой грех) сквозь пальцы. Любой грех, каким бы он ни был, остается все тем же грехом!

Однако дело не только в том, что гомосексуализм является грехом, Бог осуждает гомосексуалистов не просто за него, а за то, что большинство из них не хотят видеть в гомосексуализме грех. А потому можно (и нужно) понимать попавших в сети этого греха, объясняя им, что он такой же, как и любой запинающий нас грех, что и он является делом плоти, а потому любые попытки доказать, что ничего плохого в гомосексуализме нет служат лишь предлогом для отказа от борьбы с ним. Такое отношение к мужеложству и было самым тяжким грехом Содома. В Ис 3,9 пророк, говоря о гневе Божием на беззаконников, сравнивает их с беззакониями во времена Содома: «И о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их!» Они не стыдились своих грехов, а потому и погибли. Если вы грешите, то, по меньшей мере, со стыдом признавайтесь в этом пред Богом. Тогда останется хотя бы надежда. Даже, если вы совсем не в силах преодолеть себя и не грешить, будьте честны пред Богом, продолжая верить в Его милосердие. Если же выставлять свои грехи на показ, оправдывая себя и их, то тем самым точно навлечете гнев Божий на себя. Если наше поколение предпочитает выставлять и оправдывать свое распутство наподобие Содома, то не стоит ожидать Божией благосклонности к нему, как не стоит думать, что эти люди действительно слушают Бога.

Впрочем, в Писаниях кое-что сказано и в пользу жителей Содома. И сказано Христом. Когда Он упрекал Капернаум за то, что не слушали Его, не веря ни в Него, ни в сотворенные Им чудеса, Христос сказал: «Если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф 11,23). Так что и у жителей Содома еще оставался шанс, ибо и они не были безнадежно дурны. А из слов Христа следуют далекоидущие выводы. Если бы во дни гибели Содома восстал пророк подобный Христу, город и его жители остались живы. Им нужно было лишь послушать Его, внять сотворенным Им чудесам и понять, что этот пророк не просто пророк. Жители Содома не были также духовно слепы, как жители Капернаума. Они могли бы и покаяться!

Главное, что стоит уяснить, что, чтобы ни говорилось о невозможности удержаться от греха гомосексуализма и других грехов, Христос придерживался иного мнения. Он призывал к покаянию. Неужели мы так грешны? Неужели мы думаем, что невозможно, по меньшей мере, попытаться переубедить тех, кто считает, что не стоит и пытаться сопротивляться своим естественным наклонностям, став Христианином?


Противоядие от половых грехов

Противостоять всем делам плоти можно исключительно благодаря плодам Духа. Преодоление силой воли требует какого-то времени. После избавления в жизни от чего-то, для замены этого «чего-то» требуется какое-то время.

Если вы действительно хотите победить, то необходимы две вещи, ведь подчас мы считаем, что наша привязанность к своим грехам настолько сильна и не преодолима, что мы сами мешаем себе победить их. Что в Писаниях говорится о сердце человеческом? Что оно «лукаво… и крайне испорчено; кто узнает его?» А потому, возможно, стоит сказать и о необходимости настоящей победы над тремя вещами. Во-первых, нужно действительно хотеть победить свой грех, а, во-вторых и в-третьих, необходимо противостать диаволу и приблизиться к Богу (Иак 4,7-8).

Если вы избавляетесь от чего-нибудь плохого, вам нужно заменить это плохое чем-то хорошим. Это хорошо известный принцип замещения. Психологи знают, как это работает; в Библии же об этом сказано много тысяч лет до них. Приложив усилия и изгнав из себя нечто плохое, вы оставляете в душе пустоту, которую может занять нечто еще худшее прежнего. (К чему может и стремится ваше лукавое сердце больше всего!) По этому поводу Христос рассказал следующую притчу:

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф 12,43-45).

Христос говорил об этом злом роде, о народе Израильском Его дней и, особенно, о начальниках веры, которые, одержав победу над одним нечистым духом, впускали семь других. Как Он говорил в другом месте: «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф 23,24)! Они были так щепетильны в мелочах закона Моисеева, что добавляли к нему еще и от себя, не замечая ГЛАВНОГО – любви ближнего своего. Именно это и происходит, когда очищаешься от чего-то плохого (не важно от чего), и погружаешься в нечто, в семь раз худшее, поглощающее «агапе». В этой притче также подчеркивается главная истина того, что если не заменить опустевшего места чем-то хорошим, то рано или поздно, оно, скорее всего, займется чем-то худшим того, от чего вы прежде избавились. Как говорится, ««свято» место пусто не бывает».

Итак, когда вы пытаетесь освободиться от одного какого-то определенного греха, не пытайтесь заострять внимание исключительно на нем одном, помните о законе замещения. Замените его какой-нибудь полезной привычкой. Замените отрицательное положительным, прежде чем отрицательное не привело к себе своих товарищей!

Когда пытаешься избавиться от дел плоти, мало просто перестать делать их. Чтобы не возвратились прежние привычки, необходимо вместо них взращивать какие-нибудь подходящие плоды Духа. Когда вместо дел плоти вы начинаете взращивать что-то из плода духовного, то, благодаря Писаниям, вы не просто перестаете поступать плохо, вы изменяетесь сами. Если просто перестать поступать плохо, то это всего лишь исцеление симптомов болезни, а не самой болезни. Когда же, благодаря обращению к слову Божию и размышлению над ним, взращивается плод Духа, вы исцеляетесь сами, а потому и перестанете поступать как прежде.

Когда задумываешься, какой плод Духа противопоставить половым делам плоти, напрашивается очевидный ответ – воздержание, плод, для взращивания которого необходимо приложить много усилий. Воздержанию от похоти нашего естества, как видно из четырнадцатой главы, уделяется особое внимание.

Однако восьми составляющим плода Духа, противостоят всего лишь четыре категории дел плоти, из чего следует, что две составляющих плод Духа, должны противостоять каждой своей, отдельной категории. Это настолько ясно, что не думаю, что является простым совпадением.


Дела плоти

Исцеление


половые


воздержание, милосердие


идолослужение


радость, вера


ссоры


долготерпение, благость


невоздержание


мир, кротость


Как видите, вместе с воздержанием я поместил милосердие. Можно вспомнить, что милосердие, а точнее «благость», это то качество нашего мышления, когда мы думаем и поступаем также, как Бог. То, как мы мыслим, не приходит само собой, свыше, наши мысли становятся такими же как мысли Бога от знания слова Его и размышлений над ним. Кроме воздержания, нам больше всего необходимо мышление Божие, чтобы оно помогало нас вытаскивать и не допускать в трясину похотливой плоти человеческой.

Похоть – те же помыслы. В книге Притч ее пути противопоставляются путям духовным, где похоть сравнивается с «чужой, которая умягчает речи свои» (Пр 2,16), «мягче елея речь ее» (Пр 5,3), а в Пр 7,11 она называется шумливой и необузданной!

Наша похоть шумна и необузданна, а потому и нуждается в удержании ее благостью. Можно видеть, как воздержание идут рука об руку с милосердием. Воздержание достигается от слышания гласа более мудрого, более сильного и более настойчивого, от слышания слова Божия. Слышание же становится все слышнее и настойчивее от постоянного чтения слова Божия и размышления над ним. Если не внимать слову Божию, духовная мудрость блекнет и со временем, будьте уверены, мудрость плоти заглушит ее. А потому, глушите, подавляйте и исторгайте ее!