Глава девятнадцатая

Излишества и исцеление от них

(пьянство, бесчинство)


ЭТИ два дела плоти, могут быть объединены вместе, ибо близки по сути и оба являются признаками отсутствия духовности и попыткой укрыться от реальности.

Многие люди наших дней, напротив, полагают, что именно пьянство помогает уйти от реальности. Они считают, что алкоголь помогает уйти от жизненных проблем, что спиртное поддерживает и укрепляет излишне чувствительных людей. Считается, что алкоголь приближает к Богу лучше, чем любая духовность. Я тоже думаю, что иногда спиртное помогает даже очень духовным людям, которым также необходима духовная поддержка. Многим людям, для того, чтобы стать настоящим верующим, не хватает сил освободиться от влияния либо своего естества, либо общества. Чтобы называться и быть настоящим Христианином в семье и среди друзей, необходимо иметь мужество и веру, ибо от большинства людей, перво-наперво, можно услышать: «Да очнись же ты, наконец!»

Истина же состоит в том, что только духовность дает понять, где сон, а где явь. Всё в этом мире кажется таким незыблемым и постоянным, созданным и существующим на веки и веки, включая привычки, обычаи, режимы. Всё, кажется, что так было, есть и будет. Библия же дает понять, что, на самом деле, ничто невечно и всё меняется, что всё во власти Бога. Он призывает к Себе людей во всех поколениях, чтобы собрать Себе народ для Царства Своего, которое заменит все, такие, как кажется, незыблемые царства, «сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан 2,44).

Этот мир, как мы знаем, исчезнет («свившись как свиток», по словам Откр 6,14), и кроткие, по обетованию, наследуют полностью обновившуюся землю. Этот, с его надеждами мир, не являются их наследием!

И это явь, это – реальность. Всё это понимается и принимается лишь духом. Пьянство в Писаниях служит образом, метафорой для описания непонимания того, что происходит на самом деле, образом духовного опьянения, когда человек не различает истины. Видеть все в трезвом виде, помогает слово Божие. Оно сохраняет нас от многочисленных отравлений понятиями мира сего. Оно всегда является открытой дверью в настоящее.

Впрочем, достаточно об образном пьянстве. Что можно сказать о настоящем? На разных людей спиртное действует по-разному. Оно делает человека либо счастливым, либо несчастным, либо смелым, либо трусливым, либо сонным, либо возбудимым, молчаливым, или болтливым, застенчивым, или же наглым, скромным, или хвастуном, которого не встречал белый свет. От спиртного болеют (похмельем). Пьянство разрушает семьи, лишает друзей, дома, работы, здоровья, счастья, да и самой жизни. Последствия пьянства не все перечислены, но разве мало сказанного?

Как и многое среди дел плоти, пьянство является неумением пользоваться тем, что дано человеку на благо. Алкогольные напитки существуют, чтобы получать от них удовольствие, вино – «веселит сердце человека» (Пс 103,15). Врачи также признают пользу небольшого употребления алкоголя. Не знаю как вам, а мне часто приходится слышать рассказы долгожителей, что они чуть ли не каждый день пропускают стаканчик-другой!

Сами алкогольные напитки не вредны, вредно злоупотребление ими. Вредит излишество. В меру выпивающий человек, как правило, весел и здоров. Излишнее употребление, подрывая здоровье человека, губит его и как личность. Впрочем, надо заметить, что даже в меру выпивающему, следует подчас уменьшить эту «меру», а иногда и до нуля. Вино, действительно, «веселит сердце человека», но не стоит забывать и о том, что «вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Пр 20,1). Ко всему прочему, также не стоит забывать, что, даже незначительное количество алкоголя, употребленное не во время, может стать фатальным.

Мне приходилось встречать людей, которые вообще не употребляют спиртного на том основании, что Библия запрещает любое употребление его. Но и такой подход к вопросу кажется излишеством, ибо Библия совсем не запрещается вино. Если встать на сторону тех, кто чрезмерное употребление путает с запрещением вина, то можно дойти до запрещения использования языка на том основании, что язык – «неудержимое зло». Однако, далеко не всякое молчание – золото!

А вообще, с излишествами всегда возникают трудности. И не только в пьянстве. Пьянство замутняет понимание того, что мы делаем. Небольшое количество алкоголя помогает расслабиться, когда же выпито слишком много, большинство людей, если не все, полностью теряют контроль над собой. А что может наделать человек, потерявший на время самообладание, даже если некоторым и необходимо временное отключение? Часто мы теряем над собой контроль и без помощи спиртного... а если выпивший человек находит потерянный контроль не так быстро, как того хотелось бы? При потере контроля на свет всплывают и другие дела плоти. Путь открыт! Просим! И, что хуже всего, пьянство лишает бдительности. Но что объединяет пьянство с бесчинством?

Под «бесчинством» подразумевается не только излишнее, неумеренное пьянство и объедание, но и половое излишество. Петр связывает бесчинство с излишеством (одно и то же греческое слово) с похотью, пьянством и идолослужением. Не думаю, что при этом он думал о том, что происходит в ратуше, ибо Петр при этом призывал к благоразумию и бодрствованию в молитвах (1Пет 4,7). Для верующих пьянство и бесчинство должны навсегда, если они и были, остаться в прошлом. Если человек привержен пьянству, он просто не в состоянии быть все время готовым к встрече Христа. Впрочем, это также очевидно, как и то, что мало кто прислушается к моим словам.


Противоядие от излишеств

Противоядием от излишеств является мир и (не удивляйтесь) кротость. Пьянство и бесчинство обычно связывается с желанием забыться, уйти от реалий жизни. Если человек не может обрести мир и покой, он, как правило, обращается к спиртному, в котором он и топит свое горе. Если же в человеческом сердце царит мир Божий, ибо человек знает, что всё от Бога, ему не нужна бутылка, он обращается к Библии. Для этого же необходимы внутренняя сила и кротость, с которой приходит осознание смысла именно такой жизни.

Люди в горечи ищут забвения на дне бутылки. Они просто не могут справиться со всеми разочарованиями и бедами. Найдя же мир и кротость в Библии, нам остается всего лишь верить и надеяться на укрепляющего нас Бога, верить, что всё в Его руках, возложить на Него все заботы и… не пытаться снова возлагать их на себя.