Глава двадцатая

Заключение

(Критика ПДД)


«Плод Духа представляет собой целую, гармоничную духовную личность». Если вам не знакомы эти слова, позвольте напомнить, что они встречаются в предисловии к этой книге, где я высказал мнение, что плод Духа может быть тем, что Христу угодно найти в нас с вами в пришествие Его. Главным смыслом жизни на планете Земля является созревание такого плода. При вратах, ведущих в Царство, благодаря милости Божией, мы будем судимы по тому, какие мы есть и по тому, как мы жили, и что сделали.

Я до сих пор считаю, что все, изложенное мною о плоде Духа, верно. Надеюсь, что и вы, дочитав эту книгу с начала до конца (а не просто заглянув в ее конец), тоже, в основном, согласны с нею, и что вам, также как и мне, понятно, почему плод Духа так важен для верующего.

Этот плод взращивается через чтение слова Божия, через чтение с благоволением и размышлением над прочитанным. Именно таким, в образе плодоносящего дерева, растущего у потока вод, видится духовный человек. Таким он представлен в первом псалме. Благоволение же, или желание, существует не благодаря внутренним качествам, или наклонностям человека, а благодаря осознанному выбору, стремлению к этому. Нам решать, как использовать минуты и что чувствовать, когда даруются минуты для чтения слова Божия. Все зависит исключительно от нас.

То же самое касается и наших размышлений над прочитанным, а размышляем мы, или нет, зависит от времени, которое мы выделяем для этого. (Впрочем, оно не занимает больше времени, чем то, которое уходит на саму жизнь). Как говорится в первом псалме, духовный человек размышляет над словом Божиим, «день и ночь», ибо наши мысли все время должны возвращаться к Его слову. Мы слышим «глас» слова Божия, говорящий внутри нас, одобряющий, или порицающий наши поступки. «Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою» (Пр 6,22).

Со временем, постепенно впитывая в себя мышление Божие, в сердце будет созревать и плод Духа. Он взращивается вместе с проявлениями Бога. Богу угодно, вторя словам д-ра Томаса, являть Себя не только в спасении человечества. Бог есть любовь и, благодаря этой любви, уже сейчас, постепенно, со временем мы пропитываемся мыслями Божиими, начиная являть Его в самих себе. Полностью же и в совершенстве мы явим Его лишь в Царствии Его, в котором, по милости Божией, облечемся в Него.

Еще раз подчеркиваю, наше спасение по милости Божией, и пока существует эта истина, что бы мы ни делали, нам НИКОГДА не преодолеть пропасть, отделяющую нас от совершенства. Эта пропасть глубока и широка, и преодолеваем ее мы в ответ на наши слабые усилия по милости Божией. Нам никогда не сподобиться праведности, ибо и ею мы облекаемся благодаря Богу, благодаря вере Ему. Ему угодно, чтобы мы верили в Него. Он настолько благоволит верующим Ему, что готов простить, готов «забыть» очень многое ради веры в Него.

Когда мы пытаемся сами преодолеть эту пропасть, то напоминаем человека из притчи (Мф 18,24), которому был прощен неимоверно огромный долг (хотя, лично я думаю, что нам, в отличии от него, не прощаются даже смехотворные суммы). Простая арифметика помогает понять величину человеческого долга своему господину. Долг составлял 10 000 талантов. Если знать, что в одном таланте больше 30 кг, то даже в пересчете на наши деньги (а талантами взвешивалось, как правило, золото и серебро) получается очень и очень немалая сумма.

Судя по притче, у должника не оставалось никаких надежд на выплату долга, даже после того, как он умолил подождать, что он все заплатит! Хотелось бы знать, откуда он думал достать такую сумму? Это было невозможно, а потому и его обещание было явной ложью. Точно также поступаем и мы, если воображаем, что благодаря своей никчемной духовности, можем, хоть чуть-чуть приблизиться к Богу. Если мы так думаем, то очень глубоко ошибаемся, забывая, или не желая знать, как много мы должны Ему.

Это напоминает мне историю об одном сантехнике, которому сразу после обучения специальности показали Ниагарский водопад. Он долго стоял, наблюдая за низвержением многих и многих тонн воды, после чего произнес: «Думаю я смог бы перекрыть эту течь».

Итак, зачем же была написана эта книга, если у нас все равно нет шансов достичь нужной духовности, если всегда что-то, где-то будет «протекать»? Зачем стараться, зачем стремиться взращивать плод Духа, если Бог все равно наведет мосты через эту пропасть? Зачем? Да потому, что милосердие Божие встречает нас лишь на середине пути. Милосердие не ведет нас с самого начала. Сначала мы начинаем приближаться к Нему, а потом и Он начинает приближаться к нам. «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак 4,8).

Мы должны походить на блудного сына, к которому отец вышел на встречу, когда тот был еще далеко, потому что Отец увидел, что он приближается к Нему.

Это, конечно, не означает, что чем духовней мы становимся, тем меньше нуждаемся в милосердии Божием, ибо мы можем уменьшить свой непомерно высокий долг на сикль-два, не больше! Чем духовней мы становимся, тем лучше сознаем, как сильно мы нуждаемся в милости Божией, и лучше понимаем, насколько Он милостив к нам!

Если же мы не прилагаем никаких усилий для улучшения себя, тогда зачем Бог давал нам слово Свое? Если мы считаем, что Бог и Сам все сделает за нас, тогда по сути это будет равносильно сказанному: «Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать» (Рим 6,1)? Тем самым мы как бы говорим: «Не надо улучшать себя духовно, ибо Бог по милости и Сам все сделает, и сделает лучше нас!» Такие мысли не улучшают нашего положения, ибо тянут назад. Недавно услышал, что жизнь в истине похожа на езду на велосипеде, если перестать крутить педали – упадешь.


Предельное достижение духовности

Нам никогда не удастся достичь в этой жизни совершенства, и все же нам нужно стремиться к тому, что я называю «Предельным Достижением Духовности» (ПДД). У каждого оно свое. Каждому определен свой предел, которого он может достичь в зависимости от своих возможностей и того, как сложилась жизнь. Для каждого существует свой верх совершенства и та единственная цель, к которой можно и нужно стремиться. К истинному совершенству ведет долгий путь, конец которого видится лишь в Царстве грядущем.

Как правило, главная западня на пути к вершинам духовности состоит в том, что мы становимся излишне рьяными приверженцами строгого соблюдения правил. Мы начинаем с того, что устанавливаем для себя, сколько в неделю нужно прочитать из Библии, как много и часто молиться и следить за тем, чтобы никто не пропускал собраний. Но все это становится тщетным, если делается без надлежащей духовности. Все это становится бесполезным, если следить лишь за тем, что мы делаем и забывать следить за самими собой.

Все, что нужно, научиться благоволить к слову Божию и размышлять над ним. «Одно только нужно». Не оставляйте этого одного, и плод Духа начнет сам созревать в вас. Все встанет на свои места и само по себе позаботится о себе. Вам будет не нужен список необходимых дел, которые нужно сделать для плоти. Вы будете делать то, что просто нужно делать, и не будете делать того, что не нужно. Вы будете поступать по духу и… только так, как хочется вам!

Если вы чувствуете, что пока не водитесь духом, обратитесь к слову Божию и поразмышляйте над ним, и сразу заметите возрастание духовности. Не забывайте об этом. Не походите на тех, кто все время старается быть лучше. Однажды, когда я закончил говорить о духовном плоде и уже показывал слайды с арахисом, одна сестра сказала брату: «Я решила стать лучше…. Не сейчас, конечно…. Чуть попозже».

«Чуть попозже» - не лучшее решение. Если все время собираться стать лучше, этого никогда не произойдет.

Идя по духовной тропе, не стоит стремиться к чему-то либо вполне достижимому, либо к тому, что, может быть, тебе и не нужно. В этом нет ни радости, ни удовольствия. Истинная радость и наслаждение в этой жизни приходят лишь с полной самоотдачей в достижении поставленной цели. В горении! Помните, что нужно чувствовать радость и удовлетворение от Христианства, чувствовать такую радость, которая является составляющей частью духовного плода.

И да благословит вас Бог на пути к пределам достижения Его духовности!